Свободная трибуна

«Как могли дать небеса скатиться до такого!»

2010 год в Карелии прошёл под знаком Шекспира. Как считает переводчик английского классика Валерий Ананьин, так всегда бывает в смутные времена. Доктор филологических наук, профессор ПетрГУ Лев Мальчуков называет наше время рубежным, осевым — от II к III тысячелетию.
 
Давайте вспомним, что можно назвать событием и антисобытием 2010 года в Карелии.
 События года в культуре 
 
В апреле за роль Меркуцио в балете «Ромео и Джульетта» лауреатом национальной премии «Золотая маска» стал солист балета Музыкального театра Карелии Владимир Варнава. Эта новость стала сенсацией: Владимиру Варнаве всего 21 год, и это был его дебют в большом спектакле. Причем прежде обладателями «Золотой маски» в категории «Мужская роль» становились исключительно солисты трех ведущих театров России: Большого, Мариинского и Театра балета Бориса Эйфмана. Может, Владимиру Варнаве помог Шекспир, по трагедии которого был создан балет?
Девять раз минувшей осенью был показан в Германии драматический спектакль “Ромео и Джульетта”. Это продолжение проекта “Дружба” Национального театра РК и немецкого Ландестеатра. Одна из главных особенностей постановки — двуязычие. Все Капулетти – русские олигархи, говорят на русском языке, Монтекки – обычные немцы и говорят на немецком. По замыслу режиссера Ральфа Зибельта, это вражда не только двух языков, но двух народов, двух культур. В Германии вышел цветной журнал, посвященный премьере, в прессе восторженные отзывы. Возможно, эту постановку в Петрозаводске мы увидим в сентябре будущего года.
Похоже, трагедия “Ромео и Джульетта” пользуется особой любовью. 7 декабря в Петрозаводске состоялась мировая премьера Концертной фантазии для виолончели и оркестра «Ромео и Джульетта». Ее исполнят симфонический оркестр Карельской филармонии под управлением Конрада ван Альфена, солист – лауреат международных конкурсов, победитель последнего конкурса им. Чайковского Сергей Антонов. В Петрозаводске его хорошо знают: с 16 лет будучи подающим надежды молодым музыкантом он не раз с неизменным успехом выступал в нашем городе.
В сентябре прошла одна из самых ожидаемых и неожиданных премьер сезона — “Король Лир” в Национальном театре РК в постановке Андрея Дежонова. Трагедия Шекспира впервые была поставлена в нашей республике. Главную роль сыграл Леонид Владимиров, признававшийся перед премьерой: “Шекспир – вершина драматругии. Трудно ее преодолеть, сложно на нее взобраться”. Спектакль вызвал разноречивые отзывы, но это явно нерядовая работа. Не случайно спектакль вызвал интерес у зрителей, причем среди них много молодых.
Еще одна трагедия Шекспира, самая известная, “Гамлет” была в центре нашего внимания весь год. В марте прошлого года в “Лицее” мы опубликовали отрывок из перевода Валерия Ананьина этого шедевра английского классика. В октябре нынешнего года труд нескольких десятилетий, изданный отдельной книгой с обстоятельными комментарими переводчика, был представлен читателям. Презентация прошла в переполненном зале Благородного собрания КГКМ, на нее специально приехал из Москвы Николай Захаров, ученый секретарь Шекспировской комиссии при Российской академии наук. Он высоко оценил перевод Ананьина – кстати, это 30-й перевод “Гамлета”на русский язык : «Новый перевод – яркое событие отечественной шекспиристики. Он быстро займет свое достойное место среди переводов М. Л. Лозинского и Б. Л. Пастернака. Особым достоинством работы является комментарий. Перевод Ананьина действительно может доставить эстетического удовольствие, а содержательные комментарии – интеллектуальную радость»
***
 
В образовании в этом году главное событие впереди – 20 – 21 декабря состоится X республиканский Съезд учителей Карелии. Надеемся, он станет площадкой для честного и открытого обсуждеия многочисленных проблем нашей школы.
 
Антисобытия года
 
Увы, их было много. Выделим два — закрытие Русского театра драмы, которому в этом году исполнилось бы 105 лет, и закрытие 45-й петрозаводской школы. Они объединены в общественном сознании, и это понятно почему: в том и в другом случае власть не посчиталась с мнением людей. В поддержку Русского театра драмы было собрано 7 тысяч подписей, сохранить школу просили ученики 45-й школы и их родители, тысячи петрозаводчан.
Мотивация чиновников при этом не выдерживает никакой критики. Для Русского театра не нашлось якобы 10 миллионов рублей – при том, что гораздо более значительные средства расходуются на себя любимых. А 45-ю нужно было закрыть будто бы потому, что потребовалось освободить здание для детского садика. Однако на днях в бесплатной газете появилась информация о том, что 268 квадратных метров в здании бывшей 45-й школы, отданном лицею № 1,  предлагаются по конкурсу в аренду! То есть нехватки площадей на самом деле нет, а прикрытие детсадом нужно было для того, чтобы замаскировать совсем другие цели. И они, в общем-то, не секрет…
 
Остается повторить вслед за Шекспиром в переводе Валерия Ананьина:
Как этот затхлый бесполезный мир
Возней бездарной опостылел глазу!
До рвоты. Пустоцветов наплодил
Сад одичавший. Сорняки да плесень
Одни его забили. Как могли
Дать небеса скатиться до такого!
 
"Лицей" № 12 2010 
  • Мария Голубева

    Прочла еще вчера. И сегодня этот текст со мной.