Российские чиновники доказывают, что даже в темной комнате, где нет света, можно найти черную кошку, опровергая этим утверждения мудрецов всего мира. Надо только очень хорошо поискать.
Последнее событие, которое вышло на первый план буквально во всех средствах массовой информации в последние дни, отодвинув на второй план и итоги Евровидения, и результат очередного футбольного тура, и обсуждение нового купальника призвездившейся старлетки, стала «черная метка» (как назвали это журналисты), которую получил фонд «Династия». Для обывателя, согласитесь, это название мало что говорит. Признаюсь, что и сама о фонде лишь слышала и немного читала да еще листала в книжных магазинах издания из «Библиотеки «Династии» (с 2006 по 2014 год вышло около 60 книг).
Что сделало фонд таким известным буквально в считанные дни настолько, что его основателя Дмитрия Зимина буквально забросали письмами и звонками не только со словами поддержки, но и благодарности? А публикации в СМИ сделали фонд самым известным сегодня в России, хотя существует он и осуществляет свои проекты 15 лет – с 2001 года? Оказывается, все просто: достаточно было Минюсту РФ внести фонд «Династия» в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. Сделать это Минюст решил по итогам плановой, как сказано в официальном сообщении ведомства, проверки. В тот же реестр попал и научный фонд теоретических и прикладных исследований «Либеральная миссия», основанный научным руководителем Высшей школы экономики Евгением Ясиным. Господин Ясин заявил «Ъ», что «фонд никогда никаких иностранных денег не получал». «То, что нам приписывают,— это спонсорская помощь от Дмитрия Зимина, утверждает он».
Просмотрела практически все публикации за последнюю неделю о фонде, но, признаюсь, так и не смогла уяснить: какие же действия сотрудников фонда вызвали такую реакцию Минюста. На сайте самого фонда нашла информацию о направлениях его деятельности: поддержка молодых ученых-физиков, математиков, биологов, химиков, генетиков, поддержка талантливых студентов, которые собираются посвятить свою будущую деятельность фундаментальным естественным наукам, поддержка талантливых учителей и их учеников.
Согласитесь, иностранные агенты не идиоты и никогда не будут заботиться о российской науке. К агентам иностранного влияния можно скорее отнести тех, кто разваливает российскую науку последние годы, о чем, кстати, говорит в своем интервью, данном газете «Аргументы недели» единственный российский лауреат Нобелевской премии, живущий на родине физик Жорес Алферов: «Российская академия наук за годы перестройки так и не вышла на новые рубежи. Ухудшалась, но все же сохранялась. Сейчас нет… США сегодня опережают нас по всем направлениям науки, хотя еще недавно было иначе». Российский ученый с мировым именем утверждает, что главная проблема отечественной науки даже не в финансировании (хотя и оно оставляет много лучшего), а в невостребованности научных результатов и государством, и обществом в частности.
Почему же такое неприятие вызывает организация, которая не на государственные деньги, а на частные средства поддерживает науку и, главное, молодых ученых, занимается популяризацией научных идей? Вот где можно было говорить о социальной ответственности нашего бизнеса.
Просмотрела список книг, выпущенных фондом «Династия» и вошедших в его поистине золотую библиотеку. Вот только несколько названий, увидевших свет уже в 2015 году: «Квантовая механика. Теоретический минимум», «Приспособиться и выжить! ДНК как летопись эволюции», «Величайшие математические задачи». Авторы книг, вышедших при поддержки «Династии», — видные ученые, популяризаторы науки, причем, не только российские, но и американские и английские.
Масштаб деятельности организации, направленной на поддерживание развития российской науки и образования, оценивается учеными, книгоиздателями, писателями, учительским сообществом как беспрецедентный. «В 2014 году бюджет проведенных программ достиг 352 млн руб., план на 2015 год — 435 миллионов». И это сегодня, когда из-за кризиса до минимума урезаются государственные вложения как в науку, так и в образование! А сейчас есть опасность потерять и эти вложения: основатель фонда Дмитрий Зимин заявил представителям СМИ, что собирается прекратить финансирование деятельности «Династии», которая осуществляется из средств, принадлежащих его семье, а не какому-то неизвестному иностранному государству, и вкладывает он, Зимин, эти средства в поддержку российской науки и образования, а не на оплату деятельности мифических иностранных агентов. Окончательно судьба фонда будет решаться 8 июня после заседания его совета. Но отказ Д. Зимина финансировать деятельность фонда «Династия» означает только одно: свертывание его деятельности.
Вся же загвоздка в том, что деньги на деятельность фонда (свои, семейные!) Зимин перечисляет со своих зарубежных счетов. А это уже и расценивается как «иностранное финансирование».
Не знаю, как у кого, но лично у меня возникает ощущение дежавю. Я не знаю, как зарабатывала свой капитал семья Зиминых, глава ее – основатель компании «Вымпелком». Но как и абсолютное большинство представителей российского бизнеса, он размещал заработанное на счетах в зарубежных банках, что и не скрывает и что не преследовалось у нас законом. Помню, где-то читала, что даже средства нашего стабфонда размещались в США.
Но тогда что получается? Покупка нашими миллиардерами за границей самых роскошных дворцов, яхт, драгоценностей, удивляющих весь мир, не возбраняется, по крайней мере не вызывает интереса у наших контролирующих органов. А тут нашелся человек, который переводит деньги со своих иностранных счетов на финансирование научно-образовательных проектов. Действительно, не подозрительно ли?!
Кремлевский чиновник разъяснил, что заниматься поддержкой научно-образовательных программ можно и нужно, но не разрешается вмешивать в политику. И куда «Династия» вмешивает эту политику? В квантовую механику? Ядерную физику? Генетику? Математику?
В одном из последних номеров газета «Ведомости» пишет, что «Династии» инкриминируется финансирование иностранными деньгами Дмитрия Зимина фонда Евгения Ясина «Либеральная миссия». Это Ясин занимался политикой, его политическая деятельность, считают чиновники, выражалась в издании сборника «Право и власть», проведения ряда семинаров на экономические темы. Потом выпускались книги со стенограммами семинаров, посвященных тому, как перейти «от власти персон к власти институтов», в том числе за счет изменения Конституции, реформы правосудия и госслужбы.
Фонд «Династия», то бишь Дмитрий Зимин, не собирается опротестовывать решение Минюста, а вот «Либеральная миссия», по словам Ирины Ясиной, собирается опротестовать решение Минюста. «Для стариков (а Евгению Ясину и Дмитрию Зимину на двоих 163 года!) это дело личной чести: они знают, что означали слова «иностранный агент» в годы их детства… Кроме этих ассоциаций клеймо агента означает для НКО фактический запрет на работу с бюджетниками (региональные и местные администрации, школы, музеи и т. д.): всем им неформально запрещено сотрудничать с «агентами» (конец цитаты). Получается, что высказывать свое мнение, вмешиваться в политику сегодня действительно опасно – без разрешения вышестоящих организаций.
Не думаю, что «агенты иностранного влияния» очень пострадают, даже, скорее, выиграют, сохранив свои капиталы. Вряд ли пострадает и их репутация, которую они создавали не один год и заслужили уважение своей деятельностью на благо российской науки. Пострадают опять-таки школы, музеи, библиотеки, оптимизация которых проходит сегодня ударными темпами, не все, конечно, не хочу преувеличивать, что-то и кто-то останется. А иначе мы просто окажемся во мраке средневековья.
Впрочем, написала про библиотеки и вспомнила еще одну публикацию. В дни, когда отмечалось 70-летие Великой Победы, появилось множество статей на военные темы. Мне особо запомнилась одна – в газете «Аргументы недели» Речь шла о деятельности советских ученых в осажденном Ленинграде, какой огромный вклад (работая в блокадном городе!) они внесли в Победу, сколько сделали для фронта. Особо поразил один факт, рассказанный журналистам директором библиотеки РАН профессором Валерием Беляевым: в библиотеке Академии наук, а она находилась тогда в Ленинграде, даже во время блокады выписывали журналы, в том числе и зарубежные, пользовавшиеся у наших ученых популярностью, а наши ученые публиковали свои научные статьи в них! И как про «агентов иностранного влияния» забыли?
Так ли уж важен этот фонд «Династия», в защиту которого сегодня включились представители российской интеллигенции, и не только научной, и подняли шум? Дело, наверное, не только в этом фонде. А в тенденции. Вот цифры, которые нашла опять-таки в газете «Ведомости»: «За последние две недели их число (зарегистрированных агентов иностранного влияния, а теперь переименованных в нежелательные организации) выросло с 58 до 65, а с «Династией» и «Либеральной миссией» – до 67. За апрель – май реестр агентов пополнился на 17 организаций». «Конвейерное зачисление экологических, правозащитных и просветительских НКО в список означает, что чиновники (или, по меньшей мере, значительная их часть) считают просвещение подозрительным и ненужным для нынешней России».
А уже появляются сообщения из Госдумы: депутаты-патриоты называют новые фонды и организации, требуя их проверки. Процесс, как говорил один наш политик, пошел однако.
Не помню, кто сказал, что патриотизм – это не ежедневное провозглашение лозунга (как заклинание или молитва), что наша страна самая лучшая, – это стремление сделать ее таковой. На первый взгляд, противоречия между этими утверждениями нет. Но вот расстояние между ними – космическое. Ибо твердить, что наша страна лучшая, можно ничего не делая, не работая, лежа на диване с ящиком пива или чего покрепче. Или сидя в своем кабинете и пряча в стол взятки. Или стянув, что плохо лежит да побольше, чтобы получить потом поменьше, божиться в суде, что чист как стеклышко, если не перед Богом, то перед людьми и родиной… Стремиться, чтобы страна стала лучше, предполагает другие действия. Строить, создавать, учить, творить, знать больше, а главное, думать, что делаешь и куда идешь.
Впрочем, не все так плохо. Вчера вечером нашла на сайте РБК сообщение, что президент Владимир Путин на закрытой встрече с бизнесменами, которая состоялась 26 мая, подверг сомнению правильность решения Минюста включить фонд «Династия» Дмитрия Зимина в список иностранных агентов (об этом рассказали РБК участники встречи на анонимных условиях – встреча-то закрытая). Правда, эти же анонимные источники утверждают, что поручения разобраться пока президент не дал. Но надежду все-таки вселил.