Культура, Свободная трибуна

Страшилки острова Кижи. Версия чиновников

Фото Владимира Ларионова
Остров Кижи

Кому понадобилось в самом начале туристического сезона так опускать музей? Еще раз о передаче Караулова «Момент истины».

Нашла на сайте Министерства культуры РФ отрывок из программы А. Караулова «Момент истины» по музею-заповеднику «Кижи», решила просмотреть его еще раз, как говорится, без первоначальных эмоций, с чувством, толком, расстановкой. И вот что обнаружила к своему большому удивлению: кому понадобилось в самом начале туристического сезона так опускать музей? Если бы критика исходила только от журналистов, еще понятно, но когда  к этому подключается директор музея, не знаешь что и сказать.

У человека, никогда не бывавшего на острове и посмотревшего только эту  передачу, при слове Кижи, без сомнения, возникнет такая картина: бродят бедные  голодные туристы по острову, готовые не только что угодно, но и кого угодно съесть, и каждый, если не второй, то пятый-десятый даже падает в голодный обморок. А потом носятся по территории в поиске туалетов или хотя бы кустов. И у кого, скажите, появится желание поехать туда?

Сразу по поводу туалетов, ибо эта тема как-то особенно выпукло звучала в передаче. За последние годы музей приобрел несколько современных биотуалетов, удовольствие не из дешевых – каждый стоит около 500 тысяч рублей. Опираясь на свой опыт, скажу, что проблем с этим лично у меня не возникало. Кстати, на острове побывали все российские президенты, патриархи и другие вип-персоны. У меня нет информации, что и они высказывали свое возмущение. Что касается старых деревянных домиков с «М» и «Ж»,  которые оставили рядом с новыми сооружениями и которые так возмутили директора музея Нелидова, что он выразил свое возмущение на всю страну, то проблем тоже не вижу. Нужен только приказ того же директора в течение 24 часов убрать это убожество, и, если нужно, намылить шею нерадивым сотрудникам, не поспешившим выполнить распоряжение.

Убей меня Бог, ну не понимаю, зачем директору музея нужно было обращаться по этому поводу к тысячам телезрителей? А журналистам в качестве тяжелой артиллерии привлекать английскую принцессу Анну и для иллюстрации показывать удобства на улице при каком-то бараке 30-х годов. И чем удивили? Да у нас почти половина страны до сих пор живет в таких условиях, так что найти иллюстрацию не составило бы труда, даже не добираясь до Кижей.

Что касается толп голодных туристов, бродящих по острову, то позволю себе тоже поделиться своими наблюдениями  и информацией, которой владею. Немалая часть туристов прибывает на остров на круизных теплоходах. Сама была свидетелем, как после завтрака они сходили на кижский причал довольные и сытые. А к обеду вновь возвращались на борт. Страдать от голода между завтраком и обедом или обедом и ужином они уж никак не могли. Что же касается туристов сборных групп, которых якобы приходится снабжать сухими пайками перед отправкой на остров (такую страшилку выложил на одном из форумов представитель какой-то турфирмы), то замечу, что в деревнях вокруг острова сегодня немало гостевых домов, заключив договор с которыми, турфирмы вполне могли бы обеспечить своих гостей если не полноценным обедом, то дегустацией вкусных заонежских блюд из свежей рыбы, грибов, карельских ягод, угощением нашими знаменитыми калитками. Что касается туристов, добирающихся на остров самостоятельно, то и им умереть с голоду там не дадут. Лично я пользуюсь небольшим кафетерием в продовольственном магазинчике, который, кстати, снабжает продуктами всю округу. Разносолов там нет. Но кофе, чай, выпечка, в том числе и калитки, бутерброды, воды и соки, а также мороженое, всегда в наличии. Цены, правда, кусаются, как и везде в таких местах. Поэтому мои знакомые, отправляясь семьей или с гостями в Кижи и весомо поистратившись на дорогу, предпочитают брать с собой термосы и свои бутерброды, сэкономив хотя бы на этом.

Да, мне, как и авторам программы, совершенно не нравится тот «Шанхай», который вырос в причальной зоне, и палатки с рекламой известной в стране пивной фирмы. На одной из пресс-конференций я задала этот вопрос бывшему директору музея Эльвире Валентиновне Аверьяновой. Она согласилась, заметив, что новая входная музейная зона позволит решить многие проблемы: там предполагается разместить не только административные службы, но и кафе, сувенирный магазин, зону отдыха для туристов, где они смогут укрыться от дождя. Проект разработан был несколько лет назад, но его долгое время не согласовывали представители ЮНЕСКО: новый комплекс, считают  они, не должен выбиваться из историко-архитектурной панорамы острова, не должен главенствовать и заслонять самое главное, ради чего люди приезжают в Кижи, – его памятники архитектуры.

О том, что проект наконец получил одобрение, шла речь на недавнем брифинге в Правительстве Карелии, в котором участвовал и нынешний директор музея Нелидов. И вдруг в передаче я услышала из его уст повторение традиционных в последнее время сетований столичных чиновников, что туристам негде поесть, отдохнуть, укрыться от непогоды!

А вот о чем бы следовало сказать обязательно, почему-то забыли. В последние годы музей решил  проблему сбора и утилизации мусора на территории острова. Если учесть, что ежегодно Кижи посещают около 200 тысяч человек, согласитесь, это очень важно. Что подтверждает и состояние территории вокруг острова, которая  стремительно зарастает мусором. На это сетуют и сами жители окрестных деревень. Хозяева гостевых домов рассказывали карельским журналистам, что часть мусора, который нельзя утилизировать на месте, им приходится возить в Петрозаводск!

Увеличит ли поток туристов новая дорога, трудно сказать, но местные жители говорят уже сегодня, что вместе с ней и в музейной, и в охранной зонах вокруг нее появятся новые проблемы, в первую очередь с экологией. Кстати, ни В. Мединский, ни А. Нелидов не имеют никакого отношения к решению транспортной проблемы. Отмечая дорогу в качестве положительного примера того, что проблемы  музея наконец-то  начали решаться, и авторы «Момента истины» и г-н Нелидов как-то скромно обошли вниманием тот факт, что  принципиально этот вопрос был решен, выделены средства на строительство еще в прошлые годы, без их участия. Произнесенная Нелидовым скороговоркой дежурная фраза, что за последние 20 лет музей «Кижи» много сделал для сохранения уникальных исторических памятников, не меняет дело.

В анонсе передачи «Момент истины» прозвучала  фразу, что музей-заповедник «Кижи» работает всего 4,5 месяца в году. Когда потом увидела на экране Андрея Витальевича Нелидова, ожидала, что он-то, директор музея, объяснит, что музей работает не один квартал из четырех, напомнит о той большой работе, которую ведет коллектив в течение года, и не только на острове, но и в Петрозаводске. И была просто шокирована, когда услышала эти же слова о несчастных четырех месяцах из уст директора музея.

Да, активный туристический сезон на острове длится немногим более этого срока, но функции музея-заповедника заключаются не только в обслуживании туристов!  Это не Диснелейд и не курорт. Журналисты могли этого не знать, но человек, который возглавляет музей, обязан был встать на защиту чести коллектива. Правда, наконец-то удалось услышать хотя бы что-то из того прекрасного плана развития музея, который привел в восхищение министра культуры Мединского и с которым он связывает новый шаг в будущее, который сделают под руководством А.В. Нелидова. А заключается этот новый шаг в предложении проложить на острове конный маршрут.

Кто бы спорил, проблемы у музея были, есть и будут. Как и у любого музея сегодня в России. Но уверена, что не главными среди них являются туалетные и общепитовские проблемы. Хотя, кто спорит, и они входят в этот список. Но отнюдь не занимают в нем первые строки, в чем нас пытаются убедить не только авторы передачи, но и директор музея.

Возможно, меня обвинят в очередном наезде на  креативных, грамотных, думающих специалистов, которые озабочены тем, как вывести в целом культуру России и отдельного ее музея на европейский уровень. Я бы, наверное, согласилась с обвинениями, если бы посмотрела другую передачу или хотя бы услышала  в ней не чиновника, севшего в силу обстоятельств в кресло директора музея, причем музея, признанного в 2011 году музейным сообществом России лучшим в стране.