Это о Гаврииле Романовиче Державине. А написал эти строки его младший современник Кондратий Рылеев, один из пяти повешенных декабристов, который с полным основанием мог сказать это и о себе. Может быть, именно в этом – заботе об общественном благе секрет популярности Державина сегодня, в XXI веке? В Национальном музее Республики Карелия прошли традиционные Державинские чтения.
Сам «Гаврила Романович считал себя прежде всего человеком государственным и поэзию воспринимал в первую очередь как инструмент исправления нравов». Так пишут о нем исследователи. Он исполнял должность Олонецкого губернатора около года, с середины сентября 1784 года по октябрь 1785-го. От нас уехал в Тамбовскую губернию. Но, губернаторствуя и там, не изменил своим принципам и правилам.
Державинские чтения проводят Карельский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Национальный музей. В этом году чтения состоялись в 15-й раз, приурочены они были к 230-летию прибытия Г.Р. Державина в Олонецкую губернию. Именно в первых числах октября 1784 года он приехал в Петрозаводск, после того как в мае 1794 императрица Екатерина II подписала указ о назначении поэта олонецким губернатором. По мнению директора Национального музея М. Гольденберга, Екатерина сделала тем самый удачный кадровый ход, отправив укреплять власть в Карелии такого мудрого и дельного человека. Он-то и положил начало государственности в Карелии. Доцент, начальник управления научных исследований ПетрГУ А. Бутвило, посвятивший свой доклад теме «Державин как чиновник», даже назвал императрицу «женщиной с компьютером в голове». То есть умеющую просчитывать варианты своих решений и последствия их. Согласитесь, очень дорогое качество для руководителя любого ранга.
Что можно успеть за год? Познакомиться с губернией, побывав хотя бы в нескольких населенных пунктах, организовать работу канцелярии (он ведь первый губернатор). Но можно ли этим оставить на века о себе память, как это удалось Державину? Вот короткий перечень того, что он успел — это прозвучало на чтениях.
Прибыв в Петрозаводск, Державин организовал формирование губернских административных, финансовых и судебных учреждений, ввел в действие первое в губернии общегражданское лечебное заведение — городскую больницу в Петрозаводске. Результатом выездных инспекций по уездам губернии стала его «Подённая записка, учиненная во время обозрения губернии правителем Олонецкого наместничества Державиным», в которой Гавриил Романович показал взаимообусловленность природных и экономических факторов, отметил элементы материальной и духовной культуры края. Не считая того, что написал ряд поэтических произведений, посвященных нашему краю. А еще он привез из Петербурга свою команду (так вот кто положил этому начало!). Они сформировали культурный кружок губернского города, который оказывал влияние не только на культурную, но и общественную жизнь Петрозаводска.
За годы своей государственной службы Державин сменил не одно место работы, долго нигде не задерживаясь. Слишком принципиальным был, требовал справедливости, чтил закон, защищал обиженных. Интересно, что несколько позднее всесильный шеф жандармов при Николае I Александр Христофорович Бенкендорф вообще заявил, что законы существуют только для подчиненных. Как хотите, так и понимайте. Когда Державина отправили в очередную отставку – в 1793 году он был назначен сенатором, император Александр I объяснил его увольнение так: «Ты очень ревностно служишь!».
Сегодня Державина называют образцовым чиновником, и не только своего времени, но, как выясняется спустя столетия, он намного обогнал» свое время. Более того, своей жизнью, поступками, принципами сформулировал кодекс чиновника на все времена.
К чтениям была подготовлена книжная выставка – о Державине, его времени и современниках. Среди многочисленных изданий были представлены пять научных сборников, вышедших за 15 лет проведения чтений. В них опубликованы работы ученых, краеведов, литераторов. Одна из статей привлекла мое внимание – «Слово-концепт чиновник в русском языковом сознании» Е.А. Щегловой.
Если коротко, то слово «чин» на Руси означало прежде всего порядок, устой. Следовательно, чиновники как государственные люди должны были не только следить за этим порядком, но и сами олицетворять его. Однако уже во времена Державина появилось правило «Чин чина почитай», что, по мнению Александра Сергеевича Пушкина, противопоставляется правилу «Ум ума почитай».
Иностранцы, приезжающие в Россию, подмечали: «Здесь все зависит от чина. Не спрашивай, что знает такой-то, что он сделал или может сделать, а какой у него чин…» (Записки баварца о России времен Павла I). Об этом же писал французский путешественник, маркиз Астольф де Кюстин, побывавший в Николаевской России. Горячий монархист, родные которого погибли на эшафоте во время Великой Французской революции, тем не менее отмечал, что в России нет привычных западным странам сословий, здесь только царь и почтительно склонившая перед ним головы толпа. С благоговением и безмолвно внимающая господину.
На смену чиновнику Державину с его заботой об общественном благе, не боявшимся спорить с сильными мира, «пред троном не сгибаться, стоять — и правду говорить», родился новый идеал чиновника – его вывел на свет Александр Сергеевич Грибоедов: знаменитый Молчалин с его «в мои года не должно сметь свое суждение иметь!». А тем более возражать начальству?! Крамола! Крах всей карьеры!
Современники пишут о Гаврииле Романовиче как о человеке горячем, с непростым характером. Но все искупало его стремление быть полезным обществу и людям: отстаивать правду и чтить законы, защищать обиженных. В одном из стихотворений он писал: «…Ум и сердце человечье были гением моим». Только один факт: Державин всегда и везде от своих подчиненных, в том числе и от чиновников канцелярии Олонецкого губернатора, требовал внимательно выслушивать всех, кто приходил с просьбами о помощи и защите. И оказывать их не выходя за рамки закона, естественно.
Кстати, поэт и чиновник Державин был еще и одним из первых, объявивших войну коррупции. Правда, победить ее не удалось ни Державину, никому другому более чем за 200 лет. Сошлюсь еще раз на статью А. Замостьянова о Державине-чиновнике: в молодые годы поэт придумал для себя эпитафию: «Здесь лежит Державин, который поддерживал правосудие, но, подавленный неправдою, пал, защищая законы».
28 мая 2003 года в Санкт-Петербурге на набережной Фонтанки, д. 118 открылся музей-усадьба Гавриила Романовича. О нем рассказала гостья чтений, научный сотрудник Всероссийского музея А.С. Пушкина (Санкт-Петербург) М. Карпенко. Обзор документов, связанных с пребыванием Державина в Олонецкой гуцбернии, сделала старший научный сотрудник архива М. Неелова. Кто знает, может быть, кто-нибудь из молодых участников чтений – будущий чиновник – захочет написать по этой теме курсовую или диплом?
Главные же участники чтений – студенты очного отделения президентской академии, осваивающие образовательную программу «Государственное и муниципальное управление», а в этом году еще и учащиеся Державинского лицея Петрозаводска.
На пресс-конференции ректор Карельского филиала РАНХиГС Р. Пивненко говорил, что основной целью Державинских чтений является формирование у студентов позитивных традиций государственной службы в России, приобщение их к историко-культурному наследию региона на положительных примерах общественного и государственного служения Отечеству, в число которых, несомненно, входит и личность Державина. Речь шла о студентах Карельского филиала академии. Может быть, следовало подумать о проведении межвузовских чтений? Ведь не только выпускники академии становятся чиновниками. И еще хотелось бы более активного участия самих студентов, пока они только пассивные слушатели докладов и выступлений. Если не считать участия в театрализованном уроке бального этикета XIX века. От первокурсников, безусловно, трудно ожидать научных исследований, посвященных теме чтений. Но с ними могли бы выступить выпускники, путь в профессию для которых начался в том числе и с Державинских чтений.
Вельможу должны составлять
Ум здравый, сердце просвещенно;
Собой пример он должен дать,
Что звание его священно.
Что он орудье власти есть.
Подпора царственного зданья;
Вся мысль его, слова, деянья
Должны быть – польза, слава, честь.
Согласитесь, более чем актуален сегодня Гавриил Романович Державин.
Фото автора