История, Общество

Клипер «Всадник», или История одного крушения

Старинные чугунные пушки Александровского завода в Швеции, на островке Готска Санден

Пушки Александровского завода по сей день охраняют покой погибших русских моряков на затерянном шведском острове в центре Балтийского моря.

Странным образом прошлое проявляет себя в настоящем. Не желая навязываться, оно посылает короткий одиночный сигнал, но стоит на него отозваться, как обнаруживаешь себя в гуще самых драматических событий.

Не так давно мы встречали в Петрозаводске наших шведских коллег, Ларса и Ольгу, приехавших с острова Готланд, где расположен центральный офис их организации.

— Петрозаводск, между прочим, возник благодаря войне со шведами. Именно здесь мы отливали чугунные пушки, — завела я свой традиционный рассказ для приезжих гостей.

— Как интересно, — отозвалась Ольга, — как раз недавно я была на небольшом островке Готска Санден, недалеко от Готланда. И там, на песчаном берегу, тоже лежат старинные чугунные пушки!

Стоит ли уточнять, что мы тут же подключили в наших телефонах вай-фай и уже через полминуты вывели на экраны вот эти изображения:

 

Старинные чугунные пушки Александровского завода в Швеции, на островке Готска Санден

Клеймо Александровского завода

 

 

Клеймо Александровского завода говорит само за себя. Но как же пушки из Петрозаводска оказались на небольшом клочке земли длиной 9, а шириной всего 6 километров?

Совместными усилиями провели с Ольгой небольшое исследование, которое открыло нам поистине драматическую картину крушения русского клипера Всадник у острова Готска Санден в ночь с 12 на 13 августа 1864 года.

Винтовой клипер «Всадник» был практически новым судном. Его заложили на Бьернеборгской верфи в Финляндии в 1859 году, и в начале 1860-х годов он был спущен на воду. Тогда же на корабль были установлены гладкоствольные пушки производства Александровского завода под началом Николая Федоровича Бутенева, который управлял заводом с 1843-го по 1859 год. Как сообщил мне наш историк-краевед Николай Петрович Кутьков, такие пушки (так называемое бомбическое трехпудовое орудие) выпускались в Петрозаводске с 1848 года и особенно хорошо зарекомендовали себя во время Крымской войны и обороны Севастополя.

О том, как сложилось первое плавание «Всадника», нам поведала «Летопись крушений и других бедственных случаев военных судов русского флота» (Санкт-Петербург, 1874):

«11 августа в 8 часов утра лодка «Соболь», на который находился начальник эскадры броненосных судов Свиты Его Величества контр-адмирал Лихачев, лодка «Горностай» и клипер «Всадник» по сигналу лодки «Соболь» снялись с якоря с ревельского рейда и направились в море для испытания их морских качеств».

Лодке «Горностай» тем не менее пришлось остаться в порту Ревеля из-за неполадок в машинном отделении, поэтому из Финского залива в Балтику вышли только «Соболь» и «Всадник».

Подробное донесение о последующих событиях нам оставил в своем рапорте командир «Всадника», капитан-лейтенант Бирилев:

«Быстро свежевший ветер и быстро падавший анероид (прибор для измерения давления) понудили меня сделать неотлагательные приготовления к штормовой погоде… Убравшись с парусами, приступил к положению добавочных креплений на орудия, ростры и другие предметы».

Время близилось к вечеру, быстро темнело, волнение усиливалось, а ведущая лодка «Соболь» периодически пропадала в тумане, увеличивая разрыв с «Всадником». Капитан Бирилев надеялся, что в случае необходимости ведущая лодка уберет паруса, чтобы идти под парами: «… постоянно наблюдал за лодкою в этом отношении, но до наступления темноты дыма не видел, хотя и различал паруса».

Когда стемнело, капитан принял решение спускать винт, однако выяснилось, что шторм уже отнес клипер слишком близко к берегу: «Увидев невозможность пройти мыс, приказал бросить сначала правый якорь, а потом левый, но они оба задели за подушки и не отдались. … последовали страшные удары всем корпусом на грунт и наклонение на обе стороны. … приступили немедля к срубке мачты и выкачиванию из трюма воды, которая прибывала значительно».

Были выпущены сигнальные огни, чтобы предупредить лодку «Соболь» о бедствии, однако, как выяснилось позднее, на лодке посчитали, что огни были выпущены по ошибке.

К этому времени сильное волнение, крены и удары о грунт привели к гибели девятерых членов экипажа, которые впоследствии так и не были найдены.

Шторм усиливался, терзая клипер сильными ударами волн. Капитан принимает решение построить плот, чтобы установить с берегом связь посредством лееров. Плот был моментально унесен волнами. Тогда с борта клипера была спущена небольшая лодка, двойка. Она достигла берега, но конец троса был утерян в буре. Спустили вельбот (узкая четырехвесельная шлюпка), которому наконец удалось доставить на берег конец и протянуть переправу.

Капитан приказал начать эвакуацию команды на капитанском вельботе. В первый рейс под управлением мичмана были отправлены гребцы, доктор, фельдшер и двое больных. Вельбот начал движение по лееру, но застрял, после чего мичман приказал обрезать стропки, удерживавшие вельбот у леера. Налетевший бурун моментально опрокинул вельбот, унеся жизни всех 15 пассажиров.

В конце концов эвакуацию команды удалось осуществить при помощи работников маяка с острова Готска Санден – выйдя на берег, они приподняли леер, что позволило начать эвакуацию с корабля посредством беседки. «Начальник маяка нашел оставление людей на клипере невозможным по причине бывающих здесь внезапных штормов такой силы, при которой разрушение самого клипера неизбежно. К подкреплению своих доводов он приводил свою опытность, основанную на 15-летней службе на маяке, причем ему приходилось присутствовать при крушении не менее 20-ти судов».

В последующие дни капитану удалось связаться с русским консулом в Висбю на Готланде и организовать вывоз с Готска Санден основной части судовой команды – 132 человека. Оставшиеся на Готска Санден офицеры и матросы дождались прибытия эскадры в составе фрегата, двух клиперов и частного парохода, которые совместными усилиями вытащили «Всадник» с мели. Корабль на буксире был отправлен в Санкт-Петербург, где был отремонтирован и вновь введен в строй в следующем году.

Клипер «Всадник» на Дальнем Востоке
Клипер «Всадник» на Дальнем Востоке
Офицеры «Всадника», 1870-е годы
Офицеры «Всадника», 1870-е годы

Впоследствии «Всадник» много путешествовал по Дальнему Востоку, команда вела морскую опись берегов, измеряла температуру воды и воздуха, скорость течений, фиксировала распространение льдов, характер и высоту приливов, составляла береговые карты. После возвращения на Балтику «Всадник» 22 августа 1880 года был сдан к Кронштадтскому порту, а 7 ноября 1881 года исключен из списков судов флота и продан на слом.

 

Расследование крушения «Всадника» у берегов Готска Санден пришло к выводу, что главной причиной несчастья оказалась неверная прокладка курса по карте путевого счисления. Ответственность за крушение была возложена на капитана Бирилева, штурманских офицеров «Всадника» и контр-адмирала Лихачева. Комиссия однако приняла во внимание все обстоятельства произошедшего, включая факт, что команда «Всадника» была вновь набранной и впервые вышла в море, а также несомненные боевые заслуги капитана на Северном Кавказе.

Вот цитата из заключения следственной комиссии: «Его Величество полагал бы справедливым: обстоятельства, собственно о постановке клипера «Всадник» на мель, оставить для всех выше упомянутых лиц без дальнейших последствий, а убытки, какие произошли от сего случая, по окончательном приведении их в известность, принять на счет казны». За гибель вверенных ему офицеров и матросов капитан Бирилев получил выговор.

Русское кладбище на Готска Санден существует и по сей день. Тела погибших, которые удалось разыскать после шторма, были преданы земле на высоком берегу у места катастрофы. Почти полтора века за могилами русских моряков ухаживали только смотрители маяков острова. Готска Санден находится в особо охраняемой природной зоне Балтики, поэтому доступ на него был крайне ограничен.

В 2005 году усилиями Посольства России в Швеции, а также при содействии Местного исторического общества Готска Санден, были восстановлены имена погибших, изготовлены и закреплены памятные таблички на русском и шведском языках.

Члены Местного исторического общества Готска Санден за работой по восстановлению кладбища
Члены Местного исторического общества Готска Санден за работой по восстановлению кладбища
Одна из изготовленных в Петрозаводске пушек установлена перед маяком Готска Санден
Одна из изготовленных в Петрозаводске пушек установлена перед маяком Готска Санден

Настоятель Сергиевского прихода в Стокгольме совершил панихиду на могиле моряков. «Воскресший Христос, да упокоит ныне поминаемых в Своих Небесных обителях, да подаст им прощение грехов, да сотворит им вечную память».

Вот такую грустную историю поведали нам пушки Александровского завода, по сей день охраняющие покой погибших русских моряков на затерянном острове в центре Балтийского моря.

 

Шведско-Карельский Информационный бизнес-центр

Материал предоставлен автором. Опубликован на сайте skbic.ru