Исполнилось 80 лет Беломорско-Балтийскому каналу. Тему ББК на нашем сайте после вызвавшего бурную полемику интервью Константина Гнетнева продолжает Национальный архив Карелии.
5 августа 1933 года состоялось официальное открытие Беломорско-Балтийского канала (ББК). Беломорско-Балтийский канал дал мощный толчок к освоению северных территорий Карелии, экономическому развитию Республики. Вдоль трассы канала появлялись предприятия, электростанции, выросли населенные пункты. Велика и военно-стратегическая роль канала, соединившего в предвоенное время Белое море и Онежское озеро.
Однако строительство Беломорско-Балтийского канала – это и трагические судьбы заключенных Белбалтлага. Перед руководством Беломорстроя была поставлена задача построить канал «быстро, качественно и дешево», что стало возможным за счет использования рабочей силы заключенных. Под лозунгом «перековки» на основе «общественно-полезного труда» на строительство канала направлялись десятки тысяч заключенных.
Национальный архив Республики Карелия располагает значительным комплексом документов по истории Беломорско-Балтийского канала, которые открывают перед нашими современниками страницы прошлого этой грандиозной стройки. Сухие строки официальных документов дают представление о том, на каких тяжелейших физических работах с минимальным использованием техники трудились заключенные. Так, в «Ориентировочной ведомости цен на основные работы и материалы» Беломорстроя, составленной в 1930 году, перечислены основные виды работ, на которых были заняты каналоармейцы: «разборка скалы с ручным бурением, взрыванием аммонитом и отвозкой тачками», «разборка вручную песчано-валунного грунта с содержанием валунов до 50% общего объема с отвозкой грунта тачками», «разборка мягкого грунта вручную с отвозкой тачками». Вывоз наполненных тачек предполагался на расстояния до нескольких сотен метров. Заключенным, которые отказывались от работы, увеличивали сроки наказания и лишали права «на зачет рабочих дней», то есть возможности при выполнении и перевыполнении норм выработки сокращать срок наказания. При этом положение с питанием, бытовые и жилищные условия рабочих были крайне тяжелыми.
25 августа 1932 года на заседании расширенного пленума парткома Белбалтлага ОГПУ, посвященного мероприятиям по завершению строительства Беломорско-Балтийского водного пути, заместитель начальника Беломорстроя Я.Д. Рапопорт, докладывая о хозяйственном обслуживании ударников-каналоармейцев, был вынужден признать отсутствие «должного внимания к человеку». В резолюции пленума констатировалось «забвение и игнорирование самых насущных нужд лагерников»: «…плохое приготовление пищи, недопустимое создание очередей, при которых лучшие ударники и целые бригады часами простаивали за получением положенного им продовольствия. Антисанитарное состояние кухонь, жилых помещений, отсутствие кипяченой воды и пр. привели к массовому заболеванию лагерников цингой, желудочно-кишечными болезнями…».
В разные периоды строительства численность каналоармейцев менялась, составляя в среднем более 100 тысяч. Только по официальным данным за 1931-1933 годы на строительстве канала погибло свыше 12 тысяч человек. Основными причинами гибели заключенных были непосильная работа, физическое истощение и голод, болезни и обморожение, расстрелы при побегах. Для увеличения темпов строительства к ударникам применялось и поощрение, вплоть до сокращения сроков заключения, восстановления в гражданских правах и освобождения. Приказы об освобождении заключенных за ударный труд множились типографским способом и доводились «до самого широкого сведения всего лагеря». Согласно постановлению ЦИК СССР от 4 августа 1933 года «О предоставлении льгот участникам строительства Беломорско-Балтийского канала имени тов. Сталина» к моменту окончания строительства ББК были освобождены 12484 человека «как вполне исправившиеся и ставшие полезными для социалистического строительства», сокращены сроки для 59516 человек, «проявивших себя энергичными работниками на строительстве», «за самоотверженную работу» были восстановлены в гражданских правах со снятием судимости 500 человек.
В числе досрочно освобожденных из Белбалтлага оказался и Алексей Федорович Лосев, русский философ и филолог, арестованный в 1930 году В документах Управления Беломорско-Балтийского комбината НКВД (ОГПУ) СССР, находящихся на хранении в Национальном архиве Республики Карелия, содержится учетная карточка на А.Ф. Лосева. В документе указано, что Лосев был осужден по 58-й статье на 10 лет, досрочно освобожден в 1933 году коллегией ОГПУ. Известно, что на ББК Алексей Федорович почти ослеп – в записи об освобождении имеется отметка: «с минусом 12». В учетной карточке перечислены «назначения по службе» А.Ф. Лосева: старший корректор проектного отдела, технический корректор, член редколлегии монографии. Работая в проектном отделе, Алексей Федорович корректировал рукописи и инженерные проекты, а на самом первом этапе создания монографии о строительстве Беломорско-Балтийского канала входил в состав редколлегии издания. Согласно записи в учетной карточке, после освобождения Лосеву разрешалось «свободное проживание по СССР», что случалось не часто. Алексей Федорович смог вернуться в Москву и продолжить заниматься наукой, но с многочисленными ограничениями, в том числе запретом на занятия философией и преподавательской деятельностью.
В документах Управления Беломорско-Балтийского комбината НКВД СССР сохранилась и учетная карточка на Нафталия Ароновича Френкеля. Н.А. Френкель еще в 1920-е годы, отбывая наказание в Соловецком лагере особого назначения, выдвинул идею использования труда заключенных на нужды государства, воплощенную вскоре в «потогонной» системе Белбалтлага. После Соловков карьера Френкеля стала стремительно расти. В учетной карточке указано, что «агроном» по профессии со средним образованием и происхождением из служащих-мещан, Н.А. Френкель в декабре 1931 года был назначен заместителем главного инженера строительства, а затем начальником работ Беломорстроя. В 1932 году Френкеля амнистировали со снятием судимости. После окончания строительства канала постановлением ЦИК СССР от 4 августа 1933 года начальник работ и помощник начальника Беломорстроя Н.А. Френкель, обеспечивший «правильную организацию производства работ», был награжден орденом Ленина и вскоре направлен на строительство Байкало-Амурской железной дороги. В учетной карточке в графе «Назначения и перемещения по службе» указано: «БАМ».
2 августа 1933 года СНК СССР принял постановление «Об открытии Беломорско-Балтийского канала имени тов. Сталина». После окончания строительства многие каналоармейцы направлялись на другие стройки страны, в том числе на БАМ. Для освоения Беломорско-Балтийского канала и прилегающих к нему районов 17 августа 1933 года был образован Беломорско-Балтийский комбинат под руководством ОГПУ.
Строительство Беломорско-Балтийского канала завершилось, а Белбалтлаг продолжил свое существование, обслуживая Беломорско-Балтийский комбинат. Впереди были репрессии 1937-1938 годов и Сандармох.
Об авторе. Мария Змеевская – главный специалист отдела использования и публикации документов Национального архива Республики Карелия.