— От этой стройки пострадали прежде всего конькобежцы — негде стало тренироваться. Спасибо Виталию Федермессеру, после обращения к нему получили возможность тренироваться дважды в неделю на льду в Кондопоге. Этой зимой пять раз выезжали на тренировки и соревнования в Сортавалу, там дорожка тоже нестандартная, 300 метров, но это хоть что-то… До сих пор в республике, вырастившей чемпиона мира по конькам, призера Олимпийских игр Сергея Хлебникова, нет ни одной нормальной конькобежной дорожки!
— 333 метра, а лучше 400. Высокие результаты наши спортсмены когда-то показывали на стадионе «Динамо» в Пятом поселке Петрозаводска, где делали качественный лед. Но его закрыли, и в середине 80-х нас перевели на «Спартак». Однако через два года руководство этого стадиона сочло, что конькобежцы им не нужны.
Но сейчас-то «Юность» совсем другая…
— Как стали тренером, ведь вы занимались наукой?
— Однажды меня попросили помочь, поскольку я мастер спорта. Так и втянулась. Все в отпуск едут, а я на соревнования со своими воспитанниками. Работала зачастую бесплатно. Когда в 92-м году закрыли мое направление в институте, перешла на работу в спортшколу. Позвал мой воспитанник, лучший ученик Андрей Жуйков, ставший тогда директором ДЮСШ. В 95-м он уехал в США. Сейчас Андрей старший тренер юниорской сборной США по конькам. На недавнем чемпионате мира его ребята завоевали четыре медали, из них две золотые. У России на этом чемпионате нет медалей. Андрей нас не забывает, помогает с инвентарем. Говорит, в его успехах есть и моя заслуга.
— Не видел здесь перспектив. Начинал в Дулуте с нуля. Сам заливал лед, родители охотно приводили к нему на занятия своих детей, у него с ними здорово получается.
— А родители?
— Отдельный вопрос… Есть такие, которые привели ребенка и убеждены, что тренер должен его всем обеспечить, шнурки завязывать, деньги на поездки находить. Особенно это в фигурном катании заметно, там все видят в своих детях будущих звезд.
— Что, по-вашему, нужно, чтобы детский спорт развивался?
— Это важная тема, ведь детский спорт — это не только медали и престиж страны в будущем, это прежде всего здоровье нации. Начинать надо с современной спортивной базы. Ни у одной детско-юношеской спортивной школы ее нет. В городе нужно сохранить все ДЮСШ, все виды спорта. Не надо болезненных реорганизаций! Должна быть выстроена пирамида, в основании которой спортивные школы, массовое физкультурное движение, а наверху — штучный результат, олимпийские чемпионы. Разве не так в науке, искусстве?
— Оклад ниже, чем у учителя физкультуры, — 4214 рублей. Это справедливо? Вот я могу заменить учителя физкультуры, а он меня никогда! Какой молодой специалист пойдет на такую зарплату? Только энтузиасты, как наш тренер, моя воспитанница Надежда Буравова, мастер спорта.
Сейчас много дискутируют на тему, зачем нужен спорт высших достижений. Некоторые называют олимпийцев современными гладиаторами…
— Конечно! А детский спорт, повторюсь, основа пирамиды, на вершине которой олимпийские победы. Ни в одной зарубежной стране нет детских спортивных школ, России всегда завидовали.