«После занятий мы с мужем провожали девочек по домам, сами возвращались в час-два ночи. Спать я не могла – музыка звучала в голове постоянно. Тренировались где придется – постоянного зала не было…»
О том, как создавалась в республике школа художественной гимнастики, успехи которой теперь хорошо известны, вспоминает заслуженный тренер Карелии почти с полувековым стажем Наталья Яковлевна Липнина. Она дает ответ на извечный вопрос: могут ли занятия спортом воспитывать?
Талантливый тренер и педагог воспитала 25 мастеров спорта и более сотни спортсменок — кандидатов в мастера, ее авторитет в художественной гимнастике до сих пор остается непререкаемым в Карелии и за ее пределами. Она вышла на пенсию в 1983 году, но с полной самоотдачей работала еще до 1989-го. Только череда болезней и настоятельные требования родных заставили ее уделить внимание себе и здоровью.
Для многих воспитанниц период занятий у Липниной – самый счастливый в жизни. «Именно Наталья Яковлевна сформировала наш характер, дала путевку в жизнь, воспитала больше, чем собственная семья», – вспоминает одна из ее учениц Галина Андреева. – Мы смотрели ей в рот, буквально боготворили, она была очень красивой во всех отношениях женщиной».
О том, как складывалась тренерская работа, трудно ли шел процесс создания нового спортивного направления в республике, мы поговорили с Натальей Яковлевной, рассматривая семейные фотографии, многочисленные реликвии и награды.
– Как вы выбирали свой профессиональный путь?
– Если честно, никак. Вообще-то собиралась в 1947 году, после окончания школы, поступать в Ленинградский университет на юридический факультет, подала документы, даже прошла по конкурсу, а претендентов было семь человек на место. В моей спортивной судьбе сыграло главную роль знакомство с ленинградским тренером Сулиевым Леваном Григорьевичем, которого я знала еще по Петрозаводску, поскольку он тренировал школьную команду. Я была спортивной девчонкой, даже заняла первое место в прыжках в высоту, хорошо метала гранату, ходила на лыжах.
Во время вступительных экзаменов встретились мы с ним нежданно-негаданно в Ленинграде на улице Декабристов, где жила моя тетя. Неподалеку от ее дома находился Институт физической культуры имени П.Ф.Лесгафта. Леван Григорьевич отговорил меня от учебы на юридическом и предложил поступить в Институт физкультуры. Я согласилась.
Еще во время учебы в восьмой женской школе Петрозаводска я начала учиться музыке сначала в пять лет у почтенного педагога по фамилии Горш – играла на рояле, потом в группе Леонида Гликмана. С первого класса занималась хореографией, балетом у Нины Федоровны Ягер. В музыке больших успехов не добилась, поскольку это требовало постоянных упорных занятий, а пианино у нас пропало в годы войны. В институте много занималась художественной гимнастикой, стала тренером, хотя прежде мечтала стать адвокатом. Считаю, это судьба.
По распределению после окончания вуза сначала попала в Свердловск, отработала там четыре года в Уральском политехническом институте. Кстати, в группе у меня был Боря Ельцин, я у него год преподавала. Работа давалась тяжело: учиться приходили здоровенные парни после войны, справиться с ними было непросто. Но в институте существовала прекрасная кафедра, на которой трудилось 80 опытнейших педагогов, можно сказать, что они меня вырастили профессионально. Но после обязательной отработки мне все же захотелось вернуться в Петрозаводск, к маме, что я и сделала.
– Трудно ли было создавать в Карелии школу художественной гимнастики?
– Очень трудно, в то время никому такая школа была не нужна, многие даже толком не понимали, что это такое. Работы для тренера с хорошей квалификацией просто не было. Поначалу вела кружок художественной гимнастики во Дворце пионеров, первые занятия проходили в закутках дома на набережной – нынешнего ЗАГСа, я получала пятьдесят рублей по ставке, так прошло пять лет. Потом меня перевели в детско-юношескую спортивную школу. Приходилось очень много работать, преимущественно в вечернее время, с 14 до 23 часов без перерывов и ужина. После занятий мы с Альбертом Андреевичем (муж Натальи Яковлевны. — Н.Л.) провожали девочек по домам, сами возвращались в час-два ночи. Спать я не могла – музыка звучала в голове постоянно.
Тренировались где придется – постоянного зала не было. Три дня в неделю в Доме физкультуры занимались спортивные гимнасты, три дня мы, это было моей большой победой. Дополнительно тренировались в зале бокса, по школам. Всё приходилось создавать с нуля, но я трудилась энергично, с большим энтузиазмом. Тяжело было даже в мелочах: мне не давали пианино в зал, а как можно без инструмента заниматься? Помогали два аккордеониста. И так во всем с чистого листа. Все сборы, соревнования, поездки нужно было пробивать через инстанции, объяснять, встречаться с чиновниками.
Мне всегда везло на людей: в нашей судьбе участвовали представители власти, такие как руководитель роно Лидия Тимофеевна Королева, председатель исполкома Петрозаводского горсовета Павел Васильевич Сепсяков. Шучу: в каждой сфере обязательно кто-то симпатизировал мне или художественной гимнастике, так что вопросы решались. Заниматься, отстраивать систему было интересно – приходило много талантливых девочек, с которыми хотелось расти. Со мной работали достойные аккомпаниаторы, музыканты, композиторы. Постепенно вышли на формирование команд, стали участвовать в соревнованиях, приглашать спортсменов к себе, создали судейский коллектив. Выезжали в Москву, на Дни культуры Карелии, выступали на телевидении, различных праздниках. Сергей Клодт снял фильм «Монолог» о первых шагах художественной гимнастики в Карелии – так новый вид спорта входил в повседневную жизнь петрозаводчан.
– Чему вы учили девочек, помимо спортивных премудростей?
– Я считаю, что воспитывала характер, волю к победе, развивала их. Принимала детей с шести лет – это уже осмысленный возраст. Занимались у меня преимущественно девочки из бедных семей, для некоторых приходилось хлопотать о зимних пальто, талонах на еду. Никогда не принимала воспитанниц по блату. Пару раз даже имела проблемы, поскольку отказывала в приеме детям высокопоставленных родителей, но я всегда ориентировалась на результат. Когда желающих стало много, обращала внимание на физическую форму родительниц, если мамы были склонны к полноте, то я это фиксировала для себя. В итоге, узнав об этом, ко мне на отбор стали приходить девочки в сопровождении стройных дам. Никогда не брала подарки от подопечных и их родных, допускались только книги и пластинки.
Занимались мы со спортсменками пять раз в неделю по три-четыре часа. Как минимум час наших занятий каждый раз посвящался просвещению: я старалась увлечь спортсменок архитектурой, литературой, музыкой, балетом. В каждом городе, куда приезжали на выступления, мы обязательно посещали музеи и выставки, пушкинские, толстовские места. Слушали музыку разных композиторов, изучали их биографии. Невозможно себе представить, чтобы девочка танцевала под произведение автора, о котором ничего не знает. Поэтому к тренировкам допускались только те, кто освоил биографии композиторов и мог пересказать их содержание остальным. Танцевали в основном под классическую музыку, воспитанницы тоже принимали участие в выборе музыкальных произведений. Иногда я соглашалась с ними, порой – рекомендовала что-то другое. Сама я очень любила Грига, но для каждой спортсменки выбирала что-то свое, особенное, в зависимости от характера девочки: Шопена, Чайковского, Скрябина, Рахманинова… Некоторые воспитанницы открывали в себе артистические таланты, были способны на игру, творческие перевоплощения, сложные элементы, – с ними, конечно, работалось интереснее.
Особое внимание я как тренер обращала на здоровье воспитанниц: всегда просила принести рентгеновские снимки, чтобы понимать, кому какие нагрузки на позвоночник можно давать, кого – беречь. По абонементам девочки бесплатно ходили в бассейн.
Еще мы читали стихи, узнавали об архитектурных памятниках в разных городах. Я сама интересуюсь исторической прозой, старалась и детям передать интерес к этой теме. Особенно часто выезжали в Ленинград, обязательно осматривали Эрмитаж, Русский музей, посещали экскурсии, изучали биографии архитекторов и их наследие. Вдавались даже в такие детали, какие части Медного Всадника были созданы собственноручно Фальконе, а какие – его ученицей Мари Ан Колло. Во время путешествий в поезде проводила познавательные викторины, чтобы информация лучше запоминалась.
Большинство девочек во время наших занятий улучшали учебные показатели в школе, им просто стыдно, неудобно было быть троечницами. Я вложила им в голову, что такой красивый вид спорта, как художественная гимнастика, располагает к отличным оценкам, развивает целеустремленность. Большинство из них впоследствии получили высшее образование, более того, заняли руководящие должности. Одна из девочек, мама которой работала ночной уборщицей в бане, успешно окончила школу, вуз и уверяет до сих пор, что я сделала ее жизнь и личность от и до. Среди воспитанниц немало талантливых врачей, некоторые продолжили мое дело, стали тренерами.
Мне всегда казалось, что художественная гимнастика больше формирует женщину и ее тело, закаляет, воспитывает характер и настраивает личность, поэтому девочки в дальнейшем оказываются успешными в разных сферах деятельности, не только в России, но и за рубежом.
– Что вы считаете своим главным достижением?
– В работе я считаю главным то, что для моих воспитанниц наши занятия запомнились на всю жизнь. Девочки до сих пор регулярно приходят ко мне, поздравляют с праздниками, помогают. Сейчас они понимают, что я дала им не только спортивную базу, но культурологическую, человеческую, жизненную.
Важно и то, что благодаря нашей работе повысился спортивный авторитет нашей республики: проводились международные встречи и соревнования с Болгарией, ГДР, с карельскими тренерами и спортсменами считались профессионалы в Москве. Единственное, чего не успела добиться, – это строительства зала для занятий, вопрос актуален до сих пор. Сейчас ситуация с художественной гимнастикой в Карелии налаживается, надеюсь, что и эта проблема решится. Кроме того, уверена, что к развитию в республике этого вида спорта необходимо привлекать профессионалов из Национального государственного университета имени П.Ф.Лесгафта – наши карельские тренеры не всегда справляются с поставленными задачами. Необходимо глубокое музыкальное и хореографическое воспитание спортсменок. В свое время для тренеров я сама организовывала сборы. Такой опыт может оказаться полезным и своевременным, важно привлекать к работе лучших профессионалов в разных областях. Проблему кадров я считаю одной из самых важных в республиканской художественной гимнастике.
В семейной жизни очень сожалею, что недодала своим детям времени и тепла, которое щедро тратила на чужих отпрысков. К дочке, которая тоже занималась художественной гимнастикой, относилась даже строже, чем к остальным девочкам, чтобы они не ревновали, требовала от нее большего.
Педагогом я считаю себя строгим, но горжусь тем, что ни разу за всю тренерскую практику не унизила достоинства ребенка, не сломала никого, не обидела. Ругаться не умею даже про себя, крикнуть на кого-то для меня немыслимо. Старалась все спокойно разъяснять, выражать эмоции тоном, взглядом.
– Стоит ли современным девочкам обратить внимание на художественную гимнастику?
– Даже очень. Этот вид спорта формирует женственность, воспитывает личность, развивает лучшие качества, мотивированность на успех, порядочность, ведь занятия всегда проходят в дамском коллективе. На разных примерах можно лучше понять свои и чужие ошибки, исправить недостатки, устремиться к самосовершенствованию. В мое время на соревнования приходили восхищенные мальчишки и бросали цветы в зал, это тоже придавало сил, заряжало. Занятия спортом укрепляют здоровье, делают сильнее, собраннее, дают хороший толчок всем остальным жизненным начинаниям.
Фото автора и из личного архива Натальи Липниной