В музее-заповеднике «Кижи» еще при прежнем директоре начали искать модель взаимодействия с бизнесом, позволяющую сохранить знаменитые памятники и уникальную природу Заонежья.
«Кижская благодать» – так немного возвышенно назвал свой гостевой дом, что в деревне Ерснево, заонежанин Юрий Елупов. Кстати, сын знаменитого кижского плотника-реставратора Бориса Елупова. И совсем не погрешил Юрий Борисович против истины. Вокруг его дома настоящая благодать: чистый воздух, невероятной белизны снег, искрящийся под весенним солнцем (летом картина еще привлекательнее), в двух шагах от дома озеро и просто оглушающая тишина. А из окон второго этажа большого старинного крестьянского дома вид Кижские храмы. И хотя дом не родовой, но тоже старинный, из Заонежья, перевезенный когда-то в родную деревню.
Юрий Елупов — сын знаментого кижского плотника-реставратора Бориса Елупова
Стены столовой украшает родовое древо Елуповы
За окном заонежская весна
В окрестностях острова Кижи зарегистрировано сегодня около 20 предпринимателей, представляющих малый туристический бизнес. Семеро из них поддержали инициативу музея-заповедника по проекту «ProЭтно». О проекте подробнее: в прошлом году музей «Кижи» в третий раз выиграл грантовый конкурс в рамках благотворительной программы «Музеи Русского Севера», которую финансирует «Северсталь». Первыми двумя проектами были «Небеса Заонежья» (2007 – 2008 годы) и «ReАнимация. Музейная анимация» (2011 год).
Новый проект, над которым работали сотрудники музея О. Титова, С. Касьянов и И. Иванова, коренным образом отличается от двух предыдущих и как нельзя соответствует требованиям времени. Во главе угла проекта – задача развития частно-государственного партнерства, взаимодействия музея как государственной структуры и представителей малого турбизнеса. Практически вопросы, вокруг которых в последнее время сломано столько копий.
Один из авторов проекта Сергей Касьянов (слева) и Владимир Нагурный
На минувшей неделе музей пригласил журналистов в пресс-тур, чтобы на месте познакомиться с тремя из семи заонежских предпринимателей, уже ставших партнерами музея в реализации проекта. Люди разные по возрасту, времени занятия турбизнесом, наконец первичным профессиям. Объединяет их одно: все они родом отсюда, из Заонежья. Здесь сохранились их родовые дома, их родные деревни. И еще: бизнес чисто семейный, занимаются им мужья и жены, дети и родители. Жизнь вынуждает экономить, а экономия в свою очередь позволяет удерживать стоимость путевок на более-менее доступном уровне.
А первичные затраты на организацию турбизнеса велики. Внешне старые крестьянские дома, отреставрированные и отремонтированные, не скрывают своего возраста, который кое-где перевалил за 100 лет. А вот внутри… Переступаешь порог и убеждаешься: нет, не ошибся, на дворе все-таки ХХI век. Дома, как и современные гостиницы, оборудованы канализацией и водопроводом, много электроприборов, круглые сутки горячая вода, а душевые кабины оборудованы даже гидромассажем. Какие бы ни были личные накопления, а без кредита вряд ли можно обустроить в деревне городской комфорт.
Здесь можно скоротать вечер
Ручная работа
Владимир Нагурный открыл свой гостевой дом в деревне Лонгасы на Большом Клеменецком острове два года назад, но за это время успел сделать многое и с гордостью показывает свое хозяйство. В течение года дом не пустует, хотя туристического бума не наблюдается. Зимой приезжают в основном любители подледного лова. У молодого представителя этого бизнеса на первый план выходят естественно финансовые проблемы. Не понимает предприниматель, почему ему не дают встать твердо на ноги, ведь он вкладывает в свое дело миллионы? Почему же государство так торопится ободрать как липку? Кому это выгодно?
Гостевой дом Лонгасы
Туристический бизнес в Заонежье перспективен, но без помощи государства – системы доступных кредитов, строительства дорог, энергообеспечения, развития инфраструктуры – его не поднять.
Интервью дает Виктор Омельчак
Виктор Иванович Омельчак из деревни Гарницы, что здесь же, на Большом Клеменецком, и Юрий Борисович Елупов из Ерснево, уже прошли самый трудный первый этап. Омельчак занимается этим бизнесом почти 15 лет. Были, конечно, трудности, не скрывал Виктор Иванович, но рассказывать о них отказался. Слава Богу, удалось преодолеть, что теперь вспоминать. О деревне своей рассказывает не хуже экскурсовода, послушаешь его – так лучше на всей земле места нет. Немного поодаль от своего гостевого дома показывает на родовой дом знаменитых сказителей Рябининых.
Если расширять бизнес, соглашается Виктор Иванович, вновь придется столкнуться с финансовыми проблемами. Но этим уже сын будет заниматься, решительно говорит он: «Ему передаю бизнес. Мы с женой уже отработали».
Юрий Борисович Елупов из деревни Ерснево несколько раз приступал к своему нынешнему бизнесу, еще с 1997 года, но то дефолт, то кризис. Только в 2007 году «Кижская благодать» приняла первых гостей. Сейчас уже работает не в убыток себе. В отличие от двух коллег Елуповы держат подсобное хозяйство: приусадебный участок, скотину. То, что продукты питания собственного производства, гости весьма ценят.
У всех трех предпринимателей есть свой маломерный флот: как и за границей, обеспечивают трансфер туристов от ближайшего причала, где останавливаются кометы.
На столике в холле первого этажа старинного двухэтажного дома, как и положено, гостевая книга. Две или три записи на русском, остальные на французском, немецком, финском и других европейских языках.
В книге гостей — уже десятки записей
Это особенность опять-таки всех трех гостевых домов: отдыхать приезжают сюда в основном иностранцы, а также москвичи и питерцы. Провинциальной России такой вид отдыха не по карману. Да и не престижен у нас сегодня отдых в своей стране. По опросу социологов из ВЦИОМа, опубликованному в журнале «Русский репортер», 78 процентов россиян в 2012 году отдыхали дома или на даче. Поклонники культурного туризма, в том числе и иностранные, предпочитают центральную Россию и хорошо раскрученное еще в советские времена Золотое кольцо. Из-за того, что Крым теперь принадлежит другой стране, более или менее растет популярность Краснодарского края, а вот Север с его богатейшими памятниками истории и культуры, но крайне неустойчивой погодой, далеко не так востребован, как хотелось бы. Да и добраться к нам сложнее, к тому же транспортные расходы растут из года в год. Виктор Иванович Омельчак вспоминал, что в свое время кометы практически каждый день причаливали в Сенной Губе, что буквально напротив Гарниц, а сейчас один-два дня в неделю. Да и цена билетов кусается.
В музее-заповеднике «Кижи» связывают надежды на рост потока туристов с окончанием строительства дороги на материке Великая Губа – деревня Оятевщина, откуда до острова кратчайший путь. От гостевого дома Юрия Елупова до Оятевщины и того меньше, но на вопрос, увеличит ли дорога посещаемость его «Кижской благодати», отвечает осторожно. Но вот новую проблему она принесет, уверен он: неизбежно возрастет число диких туристов, что влечет за собой палатки, костры и несанкционированные свалки. Этого опасаются и местные жители, и хозяева гостевых домов, и сотрудники музея-заповедника. Значит нужно уже сегодня продумать систему лесной и водной, охраны, памятников деревянного зодчества.
Трудно заподозрить наших собеседников в том, что они заранее сговорились, но все трое – В. Нагурный, В. Омельчак, Ю. Елупов – среди самых главных проблем нынешних кижских территорий назвали именно экологическую.
– Много мусора сегодня на островах, – откровенно говорит Виктор Иванович Омельчак. – Убирать-то кто будет?
Сегодня в старинных деревнях бывшей Кижской волости постоянных жителей не более пяти тысяч. Но летом, когда приезжают в родовые гнезда потомки кижан, уже на правах дачников, привозя детей и внуков, население увеличивается в десятки раз. Музей-заповедник, приобретя установку, обеспечивает уборку самого острова Кижи, на остальные территории у него ни сил, ни средства не хватит. По мнению предпринимателя В. Нагурного, этим могла бы заниматься государственная структура или частный бизнес, получивший средства в виде гранта. Местной власти задача не под силу. Но заниматься экологией надо, сходятся во мнении предприниматели.
На презентации проекта «ProЭтно: музейные технологии и гостевой туризм» в Москве в декабре 2012 года отмечалось, что номинация, в которой проект был представлен и победил, – «Музейный бизнес, социальное предпринимательство и фандрайзинг» – одна из самых сложных. Музеи еще только ищут пути взаимодействия с бизнесом.
Даже части средств гранта, выигранного музеем-заповедником «Кижи», предприниматели не получат, чем же привлекателен этот проект для них? Надо сказать, кижане, занимающиеся турбизнесом, и музей всегда были хорошими соседями, понимая, что нужны друг другу. Знаменитый музей – это дополнительная сила притяжения и реклама для привлечения туристов в гостевые дома, которые в свою очередь позволяют туристам, приезжающим на несколько дней отдохнуть в Заонежье, не раз посетить Кижи.
На средства гранта музей разработает новые туристические маршруты, рассчитанные именно для обитателей гостевых домов, поможет создать там мини-выставки или семейные музеи, провести реконструкции обрядов, выпустит целый ряд информационных материалов, которые будут способствовать рекламе гостевых домов. Ю. Елупов уже завел свой сайт, пользуется возможностью разместить материалы на сайте музея. Реклама очень нужна предпринимателям, считает Юрий Борисович. Сегодня они пользуются услугами турфирм, с которыми заключают договоры об оказании услуг по привлечению туристов.
Музей же уверен, что благодаря реализации грантового проекта удастся найти жизнеспособную модель взаимодействия с бизнесом. Ту самую модель, которая позволит учитывать интересы и не ущемлять права обеих сторон. А главное, сохранить знаменитые кижские памятники и уникальную природу Заонежья.
Фото автора