Гуманитарные науки

Русская литература и христианство

 
{hsimage|Во время конференции ||||} В Петрозаводском государственном университете прошла VII Международная конференция «Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция мотив, сюжет, жанр».
В ней принимали участие более 50 специалистов из учебных и научных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Шуи, Ижевска, Ростова-на-Дону, Калининграда, Иркутска, Екатеринбурга, Уфы, Рязани, Иваново, Кирова, Липецка, а также из Белоруссии, Польши, Хорватии.

Программа конференции включала в себя пленарные доклады, работу секций, круглый стол, за которым обсудили проблемы разработки новой концепции русской словесности, а также  подвели итоги и перспективы развития конференции, а также презентацию новых печатных изданий и  электронных научных изданий портала «Philolog.ru».

По итогам конференции будет издан 7-й выпуск сборника научных трудов «Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр». Материалы предыдущих конференций опубликованы в пяти выпусках сборников (1994, 1998, 2001, 2004, 2008).

Об истории возникновения и перспективах развития конференции мы поговорили с ее основателем Владимиром Николаевичем Захаровым, сотрудником Российского гуманитарного научного фонда, вице-президентом Международного Общества Ф. М. Достоевского, заведующим кафедрой русской литературы и журналистики ПетрГУ, доктором филологических наук, профессором.

— Владимир Николаевич, вы стояли у истоков конференции. Как возникла  идея ее проведения?  

{hsimage|Владимир Захаров ||||} — Идея пришла ко мне в 1987 году в Америке, когда я читал лекции в американских университетах. Я старался объяснить студентам, что делает русскую литературу русской, что ее  отличает от других национальных литератур. Вернувшись в Россию, я пытался дать сам себе четкий, емкий ответ на этот вопрос. И для меня стал очевиден христианский смысл русской литературы и словесности, что и было сформулировано в теме конференции. Первая из них состоялась в 1993 году. Уверенности в успехе конференции не было, так как многие в кругу отечественных литературоведов скептически относились к разработке новой концепции русской литературы как христианской словесности, но конференция имела успех, и  с тех пор мы стали собираться регулярно – раз в три года.

— В течение 18 лет конференция проходит в особый церковный праздник День Святого Духа, который в народе также называют "Духов день". Специально ли  был выбран именно этот день?

— Это произошло совершенно случайно. Накануне конференции заметили это знаменательное совпадение и сочли это хорошим знаком. Открытие конференции в Духов день уже стало традицией.

— Популярна ли тематика конференции в России и за рубежом?

— За последние 18 лет круг тех, кто вовлечен в процесс разработки новой концепции русской литературы,  значительно  расширился. Об этом свидетельствуют большое количество созвучных по тематике конференций, проводимых в других городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Ижевске, Тамбове, Рязани, Воронеже. Для себя я объясняю это тем, что мы стараемся дать нашим студентам и всем интересующимся русской литературой и словесностью потерянные знания, знания основ христианства. Ведь в большинстве своем мы не понимаем смысла христианских праздников, обрядов, а значит,  не можем полноценно воспринимать русскую классику. Мы не обладаем полнотой знаний о России, об истории, культуре, традициях нашей страны.

Кроме того, когда мы только начинали разработку данной тематики, многие наши коллеги не хотели признавать в русской литературе наличие христианского смысла. Нам было легче обсуждать эти вопросы с зарубежными коллегами, они не были зашорены советским образованием и пропагандистскими мифами о том, что русская литература XIX века жила идеями классовой борьбы и готовила русские революции.  Не случайно уже первая конференция стала международной. В этом году в ее работе приняли участие коллеги из Польши, Хорватии, Белоруссии, Китая.

— Владимир Николаевич, в чем вы видите отличие конференции, проводимой в ПетрГУ, от других созвучных ей?

— Прежде всего, это итоги нашей работы – наши сборники «Евангельский текст в русской литературе», которые известны во всем мире. Я часто бываю за рубежом и всегда нахожу в библиотеках издания сотрудников Петрозаводского государственного университета и сборники конференции. Это говорит о том, что ученых нашего университета знают, читают.

— Какие перспективы развития конференции?

— В планах виртуальное расширение формата конференции: создание сетевых научных изданий. Благодаря этому нам удастся расширить круг авторов и тематики исследований. Кроме того, мы продолжим издание статей, сборников и монографий участников конференции.

{hsimage|Иван Есаулов ||||} А вот что сказал  постоянный участник конференции  Иван Андреевич Есаулов, заведующий кафедрой теории и истории словесности Российского православного университета, директор Центра литературоведческих исследований, который на протяжении пяти лет также приезжал в Петрозаводский государственный университет читать лекции по русской литературе.

— Иван Андреевич, вы были участником первой конференции, скажите, изменились ли ваши впечатления за это время?

— На первую конференцию попал почти случайно, но с тех пор, где бы я ни находился, всегда приезжал в ПетрГУ. Считаю своим почетным долгом опубликоваться в сборниках «Евангельский текст…». Это и другие издания сотрудников Петрозаводского государственного университета хорошо известны не только в России, но и за рубежом. В феврале этого года, работая в библиотеке Гейдельбергского университета, я нашел там не только типографские издания ПетрГУ (например, издание канонических текстов Достоевского), но и переплетенные копии прошлых выпусков «Евангельского текста…»

Каждое участие в конференции – это возможность общения с ведущими специалистами страны и зарубежья, в том числе, Владимиром Захаровым, который, на мой взгляд, является не только душой конференции, но и одним из лидеров русской филологии в настоящее время.
Кроме того, для меня Карелия является благословенным местом, куда хочется возвращаться снова и снова. Я люблю ваш край! Рад, что мне посчастливилось в течение пяти лет преподавать в Петрозаводском университете.

— Насколько созвучна проблематика  конференции нашей жизни?

— По моему убеждению, Россия после советского и постсоветского беспутья, так и не вернулась на столбовую дорогу своего развития – к христианским ценностям и понятиям. Немногие сейчас осознают, что именно они являются основой отечественной культуры, литературы, всей нашей жизни. Если этот фундамент не будет восстановлен, то Россия рухнет, падет быстрее, чем Советский союз.
Для других стран отказ от христианства опасен, но в такой не в такой степени, как для России, для нашей страны это означает завершение ее истории. Во всем мире русские известны, главным образом, своей литературой и искусством, которые берут свое начало в христианстве. Так что проблематика конференции имеет, так сказать, жизненное значение для нашей культуры.

— Вас связывают долгие и теплые отношения с филологическим факультетом Петрозаводским государственным университетом, что бы вы хотели пожелать его сотрудника и организаторам конференции?
— ПетрГУ – один из немногих центров русской филологии, который четко видит свою цель: создание новой истории русской словесности созвучной ее христианским основам. По этой тернистой дороге он идет уверенно: выпускаются печатные издания, совершенно уникальные для России, создаются интернет-проекты (http://www.philolog.ru/). Желаю, чтобы и впредь Петрозаводский государственный университет являлся флагманом российской филологии и с честью держать эту высокую марку!

  • Светлана Захарченко

    Почему-то забыли про 6-й выпуск сборника научных трудов «Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр», который вышел в 2011 году в С.-Петербурге.