{hsimage|Арктика. Фото energobelarus.by ||||} В последнее время к этому региону приковано внимание всего мира, по полярной тематике проходит много совещаний, активную работу ведёт Арктический совет, существующий с 1996 года.
Ррешение президента Дмитрия Медведева о том, что нефтегазовые проекты в Арктике могут реализовываться, только если у работающей с ними компании есть технологии ликвидации возможных аварий, не выполнено. Ни один сегодняшний проект в российской Арктике не отвечает этому условию.
Светлана Юрманова, директор департамента госполитики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии, сообщила, что экологическая политика в Арктике реализуется по четырём направлениям:
- минимизация негативного воздействия на окружающую среду от текущей деятельности предприятий;
- ликвидация прошлого экологического ущерба,
- совершенствование системы мониторинга окружающей среды;
- сохранение биоразнообразия.
Игорь Честин настаивает на полной остановке добывающей деятельности в регионе. Он подчеркнул, что ни одна нефтегазодобывающая компания мира не обладает технологиями ликвидации подлёдного разлива нефти.
Он привёл в пример катастрофу у берегов Аляски танкера «Эксон Валдез» в 1989 году. Прошло более 20 лет, а нефть из танкера по прежнему на берегу и в море, потому что в холоде углеводороды плохо разлагаются. А подо льдом вообще ничего сделать будет нельзя. «Надо странам договориться в Арктическом совете и ввести запрет на добычу до тех пор, пока компании не разработают технологии ликвидации разливов нефти подо льдом», — сказал г-н Честин.
О необходимости сместить государственную стратегию в сторону охранных мероприятий в Арктике говорил и Алексей Кокорин, руководитель программы WWF «Климат и энергетика». Он напомнил, что, несмотря на очевидный факт потери морского льда в Артике из года в год, его площадь зимой практически не уменьшается, а значит разговоры об открытии свободного судоходства в Северном ледовитом океане не более чем теория. Самые алармистские модели изменения климата дают срок освобождения Арктики ото льда к 2030 году, а самые качественные модели — к 2060-му. А раз так, то ещё и с этой точки зрения в ближайшие 15 лет речь о разработке шельфовых месторождений в Арктике идти не может.