Массовая культура, а не наука, формирует сознание нации. Академия наук Австралии запустила два образовательных проекта.
О том, как строится научное образование школьников в Австралии рассказано на основе материалов, предоставленных профессором Дженнифер Грейвс – генетиком, секретарем по образованию и общественным делам австралийской Академии наук.
Заинтересованность австралийских учёных в работе со школьниками – результат наблюдений за некоторыми тенденциями. Растёт число студентов последних курсов, которые делают выбор в пользу занятий наукой весьма поздно – после 20 лет. Наука, по мнению Дженнифер Грейвс, испытывает недостаток внимания со стороны государства и общества. В результате налицо и дефицит научных знаний: так, 40% австралийцев уверены, что древние люди сосуществовали с динозаврами. Массовая культура, а не наука, формирует сознание нации, задаёт ей уровень знаний, и учёных это не устраивает.
«При этом дети, – считает профессор Грейвс, – от рождения экспериментаторы, они пытаются понять смысл окружающего их мира». Австралийская академия запустила два образовательных проекта: школьный и студенческий. Первый называется Primary connections и имеет девиз «Связывая науку и грамотность», с 2005-го по 2014 год австралийское правительство финансирует его в объёме 11,2 млн. австралийских долларов (1 AUD = 0.948 USD). Проект Science by doing направлен на вовлечение студентов в научные исследования, его правительственная поддержка в 2007-2014 годах составляет 6.1 млн. австралийских долларов.
В австралийской начальной школе традиционно делался упор на грамотность и умение считать, особенно при обучении детей аборигенов. «Связь науки с грамотностью оказалась очень успешным подходом, – поделилась Дженнифер Грейвс. – При этом мы работали прежде всего с учителями. Им нужно было показать на практике, что дети способны научиться не только читать и считать, но и использовать это для получения новых знаний».
Программу Primary connections разрабатывали с участием преподавателей и фокус-групп, включавших представителей правительства, католических и частных школ, отделов образования всех штатов Австралии, представителей профсоюзов и коренных народов. Были выпущены методические пособия на бумаге и CD, к этой работе привлекались педагоги и учёные. 350 школьных преподавателей прошли тренинги в австралийской Академии наук, отдельные группы были собраны из учителей-лидеров, отобранных в результате тестирования и анализа их резюме.
Научная программа для школьников состоит из 7 уровней (подготовительный, затем соответственно каждому году обучения – с 1 по 6) и разбита на 4 направления: биологическое, химическое, физическое и «геолого-космическое. При этом она согласована с национальной учебной программой для школ. Тема любого занятия конкретна и приближена к жизни детей. По биологии, например, это «Сафари в школьном дворе» или «Растения в действии», по наукам о Земле – «Погода в моем мире», «Под нашими ногами», «Изучаем землетрясения». На занятиях школьники делятся на тройки, в которых по очереди играют роли «директора», «менеджера» и «докладчика». В программе также используется принцип «Пяти Е» – вовлекать (engage), исследовать (explore), объяснить (explain), разрабатывать (elaborate), оценивать (evaluate).
«Поэтому разработанный для Primary Connections подход является интересным, он дает расширение прав и возможностей как для учеников, так и для преподавателей», – считает профессор Грейвс.
С февраля 2006-го по октябрь 2010 года программа Primary Connections охватила 56% начальных школ Австралии, сегодня её распространение намного шире. Эффективность программы на разных этапах оценивалась не вовлеченными в неё национальными экспертами: в 2008 году – из Университета Эдит Коуэн, в 2009 – из технологического университета Кёртин, в 2012-м – из университета «Южный Крест». Отчёты экспертов были размещены на сайте Академии наук. Другим индикатором результативности программы стали опросы учителей. Из них 98% считают, что с запуском Primary Connections школьное образование улучшилось в целом; 75% отметили количественный и качественный рост собственных научных знаний. В подавляющем большинстве опрошенные уверены, что наука обеспечила хорошие условия для обучения грамотности. Опрошены были и сами школьники – около 1500 детей. Общий вывод: «учение с увлечением» им понравилось и принесло пользу.
Программа Primary Connections вызвала интерес в странах Азиатско-Тихоокеанского региона – Индии, Таиланде, Индонезии, а также в ЮАР. Получил проект и международную поддержку. Нобелевский лауреат Брайан Шмидт пожертвовал на развитие Primary Connections 100 тысяч долларов США, по линии ЮНЕСКО выделено 50 тысяч долларов на проведение обучающих семинаров для учителей. «В целом можно с уверенностью сказать: «Это работает!» – резюмирует Дженнифер Грейвс. – Некоторые продуктивные идеи могли бы оказаться полезными при доработке законов об образовании в России».
Источник СОРАН.info