"Дети, как и взрослые, научаются только тому, чему хотят научиться". Эти слова создателя свободной школы Саммерхилл Александра О’Нилла сегодня как никогда актуальны. Старая педагогическая система рушится не потому, что она была плохой. Просто изменилось время. Инстинкт самосохранения, заставляющий ребенка принимать то, что действительно пригодится ему в будущей взрослой жизни, толкает его прочь от навязанной сверху немотивированной учёбы. Дети не хотят учиться по-старому. Учителя не могут по-старому учить.
В этой ситуации всем приходится ДУМАТЬ. Осознавать то, что раньше казалось само собой разумеющимся. Принимать то, что казалось абсолютно невозможным. Искать собственные решения. Раньше учителю не обязательно было ставить цели — учебник и методическое пособие сами вели его верной дорогой. Дорога было у всех одна, и это всех устраивало. Сегодня учитель должен уметь поставить цель, отобрать необходимое содержание, найти подходящие методы и формы. Он уже не может оставаться марионеткой — слишком много неопределенностей в сегодняшнем педагогическом мире и никто по-большому счету, не знает, "как надо".
Мы не собираемся на страницах "Научно-педагогического вестника" рассказывать педагогу, как надо учить. Мы хотим показать, как можно это делать. Какие проблемы пытаются решить те или иные системы, технологии, подходы, методики. Как они описывают (моделируют) педагогический процесс. Какие предлагают инструменты. Как с этими инструментами обращаться. Собственно ответы на эти вопросы и есть большая часть науки педагогики. Той самой, что даёт почву педагогическому искусству. Ведь в педагогике, как и в музыке, блестяще импровизирует только тот, кто владеет техникой "игры".
Удачи нам!