Главное, Культура

«Всё то, чего коснётся человек, приобретает нечто человечье…»

Валентина Авдышева. Натюрморт с пишущей машинкой. 1967
Валентина Авдышева. Натюрморт с пишущей машинкой. 1967

Эти строки принадлежат замечательному поэту Самуилу Яковлевичу Маршаку. И вспомнила я их неслучайно.

Как известно, слово «натюрморт» переводится с французского как «мертвая природа». В живописи натюрмортом называется произведение, на котором изображены вещи и предметы, но человека обычно нет. Но вот в Музее изобразительных искусств Карелии открылась выставка «ViTa предмеТа», посвященная натюрморту. Vita, как тоже известно, в переводе с латинского означает «жизнь».

Самое интересное, что натюрморт (может быть в меньшей степени, чем портрет или жанровая картина), но тоже достаточно выразительно способен рассказать о человеке, эпохе, в которую невидимый на картине герой  жил. Поэтому дань натюрморту художники отдавали во все времена.

На выставке в Петрозаводске представлены произведения живописи и графики из коллекции Музея изобразительных искусств и совсем новые работы – попавшие на выставку прямо из мастерских художников. Россыпь не только работ, но имен  отечественного и карельского искусства ХХ века: Михаил Юфа, Валентина Авдышева, Лео Ланкинен, Фолке Ниеминен, Константин Буторов,  Александр Трифонов. Блистательные листы Артура Фонвизина и Веры Яснопольской соседствуют с новыми акварелями Натальи Кошелевой,  картинами Аркадия Морозова и Ильи Растатурина.  А рядом произведения молодых авторов  Владимира Одинцова, Ольги Ерохиной и других, у которых  уже свой взгляд  на «тихую жизнь вещей». Века 20-го и 21-го соседствуют рядом, и как же они отличны!

Натюрморт позволяет не только полюбоваться красотой вещей, великолепием цветов, но и «предаться философским размышлениям – о жизни, ее красоте и быстротечности». Правда, натюрморты в прошлые века часто заказывали прежде всего для украшения интерьеров домов состоятельных людей. А сегодня он стал достаточно редким жанром, наряду с портретом, даже на современных выставках. Может быть, именно этим отчасти объясняется интерес к экспозиции любителей живописи уже на вернисаже, среди гостей которого было немало художников.

Как отметила директор музея Наталья Вавилова, автор выставки Анита Дункерс задумала ее давно, выстрадала ее, тщательно отбирала работы. Она включила в экспозицию, кроме натюрмортов, портреты и жанровые картины, инсталляции. И выставка «мертвой природы» стала действительно «живой». И предметы – заговорили.

Надо отметить, что часть работ, включенных в экспозицию, увидела свет благодаря работе реставраторов и… помощи друзей музея, на пожертвования которых  удалось одеть картины в надлежащие им рамы. Кстати, выставка за время работы, по мере освобождения выставочных площадей, будет пополняться новыми экспонатами.

И еще одна информация: выставка будет сопровождаться мастер-классами.

натюрморт1а

Василий Яковлев. Натюрморт. Овощи. 1942
Василий Яковлев. Натюрморт. Овощи. 1942
Фолке Ниеминен. Ночная музыка. 1974
Фолке Ниеминен. Ночная музыка. 1974
Александр Трифонов. Натюрморт с хлебом. 1976
Александр Трифонов. Натюрморт с хлебом. 1976
Виктор Тетерин. Подснежники и лимоны. 1960
Виктор Тетерин. Подснежники и лимоны. 1960
Одна из инсталляций, включенных в экспозицию
Одна из инсталляций, включенных в экспозицию
Михаил Юфа. Натюрморт с арбузом. 1984
Михаил Юфа. Натюрморт с арбузом. 1984
Илья Растатурин. Уголок кухни. 2006
Илья Растатурин. Уголок кухни. 2006
На вернисаже
На вернисаже

натюрморт7

натюрморт12

натюрморт13

Фото автора