Когда завершил выступление последний коллектив – хор Петрозаводского музыкального колледжа – председатель жюри Регионального этапа Всероссийского хорового фестиваля Татьяна Петрова не сдержала эмоций: «В Карелии самая высокая в России плотность любителей хорового пения на квадратный метр!».
А перед этим, когда со сцены после выступления уже уходил хор из старинного села Святозеро (в котором, одном из немногих, помимо женской была и мужская группа) Татьяна Юрьевна несколько изумленно поинтересовалась: «И сколько же жителей в вашем селе?». Ей ответили – всех нас 800.
Спорить с известной исполнительницей русских народных песен и романсов, заслуженной артисткой России не будем, тем более что, согласитесь, ее оценка весьма лестная. Фестиваль состоялся в зале Карельской филармонии. В двух отделениях на сцену вышли 23 народных хора и вокальных ансамбля, 450 исполнителей, прозвучало 92 произведения.
Вольно или невольно, но так получилось, что внутри фестиваля состоялся свой мини-конкурс: в первой части выступали в основном коллективы из Петрозаводска, исключение составил Вепсский народный хор, а во второй из районов Карелии. И республика не уступила столице практически ни в чем.
В Карелии хоровое пение сегодня действительно один из самых популярных видов самодеятельного творчества. Патриотические, колхозно-совхозные, если их можно так назвать, популярные в прежние времена произведения сменились подлинно народными песнями, при этом исполнители сохраняют и уже имеющиеся в репертуаре и обращаются вновь к произведениям талантливых советских композиторов, написанным для хоров. Число коллективов-долгожителей растет тоже с каждым годом. Хочу напомнить, что в этом году свое 80-летие (!) отметит Вепсский народный хор, а в следующем, 2017-м, такой же юбилей ждет Поморский народный хор.
Интересен процесс рождения самодеятельных хоровых коллективов, хотя у каждого он свой. Вот только один пример. В октябре прошлого года в Центре национальных культур и народного творчества в рамках проекта «Таланты из глубинки» выступала фольклорно-этнографическая группа из села Авдеево Пудожского района «Родные напевы». Когда после концерта я захотела познакомиться с руководителем коллектива, мне ответили, что такого… нет. В 70-е годы прошлого века в селе уже была вокальная группа, и после ее участия в одном из российских фестивалей фирма «Мелодия» записала 10 песен в исполнении авдеевских певиц. Эта пластинка сохранилась в селе, и почти через полвека побудила представительниц уже другого поколения возродить в Авдеево традиции народного пения. Сами занялись и собирательской деятельностью, записывая старинные русские песни у мам и бабушек. Нет аккомпаниатора? Не беда. Стали петь а капелла. На одной из встреч в селе Вешкелицы около двух лет назад работники культуры республики, принимавшие тогда в ней участие, говорили о том, что люди сами приходят с настоятельными требованиями в дома культуры и клубы: «Хотим петь!».
Смотры-конкурсы народных хоров не проводились в Карелии около 20 лет. Эта традиция была возобновлена в 2013 году – во время проведения Международного песенного праздника в Петрозаводске, который завершился большим гала-концертом на площади Кирова. К сожалению, город его как-то не заметил: когда на сцену вышел сводный хор, зрителей оказалось на порядок меньше. В этот раз я бы тоже не сказала, что зал филармонии был забит до отказа, но любителей хорового пения в столице Карелии оказалось значительно больше, особенно во время первого отделения, когда выступали петрозаводские коллективы.
В состав жюри вошли преподаватель Петрозаводского музыкального колледжа им. К.Э. Раутио, хормейстер Образцового коллектива России ансамбля народной музыки «Перегудки» Татьяна Ананьева, музыковед, фольклорист, этнограф Ирина Семакова, преподаватель Петрозаводского музыкального колледжа им. К.Э. Раутио, художественный руководитель ансамбля народной песни «Зоряйне» Людмила Соловьева, преподаватель кафедры хорового дирижирования Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова, художественный руководитель Мужского хора Карелии Алексей Умнов, главный хормейстер вокальной группы «Айно» Национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» Марина Устинова. Возглавляла жюри Татьяна Петрова, заслуженная артистка России, лауреат международной премии Андрея Первозванного «За бесценный вклад в русское песенное искусство и за сохранение традиций национальной культуры», доцент кафедры хорового и сольного народного пения Российской академии музыки им. Гнесиных. При определении лучших специалисты обращали внимание прежде всего на певческие технологии и эстетику.
Поделиться своими впечатлениями о конкурсе, об исполнителях, принявших в нем участие, подвести итоги конкурса я попросила одного из членов жюри Ирину Борисовну СЕМАКОВУ:
— География, представленная на конкурсе коллективами, широкая — от Чупы Лоухского района до города международных певческих праздников Сортавала. Жаль, что по разным причинам, в первую очередь из-за отсутствия финансирования, и прежде всего отсутствия средств на оплату транспорта, не смогли приехать в Петрозаводск и другие певческие коллективы, которых в республике немало!
Хочу отметить, что председатель жюри оказалась очень доброжелательной и к коллективам, и к своим коллегам, работать с ней в конкурсной комиссии было психологически комфортно. А участники хоров услышали из ее уст немало слов одобрения и поддержки. Наверное, это обстоятельство создавало в зале очень добрую, творческую атмосферу, а народная песня, звучавшая на разных языках – русском, карельском, вепсском, украинском, только помогала духовному единению хористов на сцене и слушателей в зале. Не ошибусь, если скажу, что высокая квалификация членов жюри и прежде всего его председателя позволила сделать то, что казалось перед смотром просто невозможным: оценить певческое мастерство, энтузиазм и патриотизм очень разноплановых творческих коллективов. Но мудрость, которую проявила Татьяна Юрьевна, — присудить одновременно несколько первых, вторых, третьих мест различным хоровым коллективам (вопрос, который, например, беспокоил меня), — позволила решить эту сложнейшую нравственную и профессиональную задачу. По настоянию жюри конкурса были подготовлены и специальные дипломы, которыми отметили трудолюбие и улучшение качества певческой культуры коллективов или выделили нескольких руководителей хоров, которые сумели добиться в своей работе позитивных сдвигов.
Несколько слов о лауреатах. На самую высокую ступень виртуального пьедестала был поставлен ансамбль русской народной песни «Катюша» (Петрозаводск), которым руководит Л. Тренина. «Катюша» не является завсегдатаем конкурсов, поэтому каждое выступление ансамбля — это не только радость для слушателей, но и своеобразный мастер-класс для руководителей других певческих коллективов — по достижению не только прекрасного качества отдачи на сцене самого ансамбля, но и высокого уровня духовности, нравственности, патриотизма, элегантности и интеллектуальности в хоровом женском пении. Первым местом жюри отметило мастерство старейших в республике коллективов — Поморского русского народного хора (руководитель В. Васильев) и Вепсского народного хора (руководитель Л. Мелентьева). Лауреатами второй премии стали Карельский народный хор Oma pajo (руководитель Л. Никитина), хор русской песни «Питарицы» (руководитель Э. Ёлына), Украинский народный хор «Украïнска пiсня» (руководитель К. Стасюк), и народный хор «Русская песня» из Сортавалы (руководитель В. Егоров). Третье место заняли любимые в Карелии коллективы — хор «Сударушка» (рукодитель Н. Баева), карельский народный хор из Олонца Karjalan koivu (руководитель Н. Петтинен) и ансамбль авторской песни Meijan pаjo (руководитель Ю. Толмачева).
Мастерство наших хоровых коллективов за последние годы выросло. В республике уверенно звучат разнонациональные хоры, народные хоры, представляющие различные стилистические направления внутри жанра. Это очень здорово! Председатель жюри Татьяна Петрова была удивлена и качеством хорового искусства в Карелии и разнообразием хоровых направлений, которые у нас реализуются, поражена желанием жителей республики петь национальные — русские, карельские, вепсские, украинские — песни. Она сказала на церемонии вручения дипломов руководителям творческих коллективов: «Я думала, что хоровое пение у нас в стране развито в основном на юге. Но ошибалась: на севере, в Карелии, голоса у любителей пения, у хоровых коллективов очень яркие, звонкие, а желание петь — неиссякаемо!»
Хочется поблагодарить за прекрасную возможность качественного проведения смотра-конкурса его организаторов — специалистов Центра национальных культур и народного творчества, который возглавляет Татьяна Ивановна Темнышева. Она подвела итог:
– Региональный этап Всероссийского хорового фестиваля – большое событие для нашей республики. Мы благодарны Всероссийскому хоровому обществу за то, что они нас подвигли провести республиканский смотр-конкурс. Результаты радуют. Мы гордимся своей певческой традицией, уровнем творческих коллективов, который сохранился вопреки всему. Для того, чтобы артисты могли не только конкурировать между собой, но и встречаться, выступать, учиться друг у друга, расти дальше, в Карелии несколько лет назад был возрожден Международный песенный праздник. Татьяна Юрьевна Петрова обещала приложить усилия, чтобы сделать его фестивалем российского масштаба.
Всероссийский хоровой фестиваль, учредителями и организаторами которого являются Министерство культуры Российской Федерации совместно с Некоммерческим партнерством «Всероссийское хоровое общество», проводится во всех субъектах Российской федерации с целью возродить в России интерес к хоровому пению. Победители региональных смотров примут участие в окружных этапах. Всероссийский финал хорового конкурса состоится в Москве в ноябре 2016 года. Кто из наших сможет добраться до Москвы, узнаем позже.
И еще хотелось бы вот что сказать. Много лет назад мне довелось писать материал о замечательном и популярном в те годы коллективе – хоровой капелле под руководством Лии Ильиничны Фулиди. Капелла отмечала тогда юбилей, и совет хора обратился к ее участникам, уехавшим за пределы Карелии, с просьбой поделиться воспоминаниями. Пришли десятки писем, с которыми меня тогда познакомили. Одно из них запомнилось особо, тем более что писал его мужчина (а их, увы, в хоровых коллективах, как правило, меньшинство), по профессии он был инженером. Естественно, годы участия в капелле стали одними из самых ярких и запоминающихся событий в жизни, как он признавался. Но еще он написал потрясающие слова: «Если люди поют, это не просто замечательно. Это значит, что у них есть надежда, они верят в будущее».
Как сказал один из героев пьесы Александра Николаевича Островского: «Это до-ро-го-го стоит!». И хотя произнес он эти слова несколько по другому поводу, они вполне применимы в данном случае.
Фото Татьяны Чаплыгиной и автора