«Обязательного экзамена по истории для выпускников 9-х классов не будет. Как с облегчением отметили наши учителя, ради этого стоило ехать на конгресс».
В Санкт-Петербурге на базе НИУ «Высшая школа экономики» состоялся II Конгресс учителей общественных дисциплин регионов СЗФО России «Потенциал общественных дисциплин: новые результаты». От Карелии в нем приняли участие учителя истории и обществознания из Петрозаводска, муниципальных районов, а также преподаватели Петрозаводского госуниверситета.
Основной темой Конгресса стали перспективы сотрудничества между высшей и средней школами. Этому были посвящены два пленарных заседания, пять проблемных и пять предметных секций. Основное время было занято докладами преподавателей высшей школы, а также ответственными лицами как местных, так и российских органов власти.
Непосредственным руководителем работы Конгресса стал член-корреспондент РАО Олег Ермолаевич Лебедев, хорошо известный педагогической общественности Петрозаводска. Им были подняты проблемы функциональной грамотности абитуриента – способности работать с различными видами документов, формулировать высказывания, обосновывать свою точку зрения, а также грамотно вести себя в общественной жизни. Важной проблемой стали пути обеспечения качества образования – адаптации учащихся к требованиям школы (в т.ч. с помощью снижения школьных требований) и созданию условий самой школой для работы с разными категориями учащихся. Система образования должна быть гибкой – эта мысль сквозила во всех научных докладах конгресса.
Министр образования РК Александр Морозов презентовал курс «История Карелии», введя аудиторию в сложности его создания и публикации. Особую актуальность подобных курсов министр видит в работе с мигрантами и их семьями, не понимающими, в какие условия они попадают на новом месте проживания. Кроме того, Александр Морозов обратил внимание на качество работы учителей: с творческими личностями в наших рядах явный перебор, а нужны добросовестность и профессионализм. В определении понятия «творчество» министр и аудитория сошлись не во всем, однако с общей линией на повышение качества образования спорить сложно.
Много вопросов вызвало выступление зам. директора департамента государственной политики Министерства образования и науки РФ Алексея Благинина, обещавшего в 2016 году провести детализацию требований к обучению по всем учебным дисциплинам (что станет основой для составления КИМов ЕГЭ), а также предметных концепций.
Акцент чиновника на возможность творческого подхода к составлению образовательных программ и роли общественных организаций в подготовке важнейших документов спровоцировали шквал вопросов, в том числе о линейном преподавании курса истории в условиях перспективы обязательного ОГЭ. В результате был получен нервный ответ – обязательного ОГЭ по истории не будет. Как с облегчением отметили наши учителя, ради этого стоило ехать на конгресс.
Учителя получили слово на проблемных секциях, посвященных воспитанию компетентного гражданина, обучению проектированию, развивающим образовательным практикам и другим проблемам. Менее успешными оказались предметные секции по отдельным общественным дисциплинам, показавшие слабую компетентность вузовских преподавателей в школьных вопросах и их полную неспособность к саморефлексии.
Автору удалось лично присутствовать на секции «История», руководимой сотрудниками «Вышки» и оказавшейся потерянным временем. Изначально высказав верную идею о преподавании истории как науки о восприятии времени и пространства, организаторы быстро углубились в проблемы Рюрика и т.д. Аудиторию добило предложение учителям от руководителя департамента истории ВШЭ преподавать проблемные вопросы (а их официально более тридцати!) по западной переводной литературе – видимо, из ближайшего сельского книжного гипермаркета.
Ситуацию пришлось выправлять карельским педагогам. Владимир Яговзик из Державинского лицея очень корректно напомнил об историко-культурном стандарте, пока совершенно неактуальном для вузов, проблемах курса «Россия в мире» и перегруженности фактическим материалом в современных требованиях. Коллегам из муниципальных районов этого показалось мало, и они высказали всё, что у них наболело. Собственно, это и вернуло профориентационному мероприятию «Вышки» дух настоящего конгресса.
В своем заключительном слове Олег Лебедев напомнил о возможностях Высшей школы экономики в работе со школьными педагогами и важности сохранения прямой связи с учителями. ВШЭ рассчитывает на конкретные вопросы со стороны педагогов-практиков, предлагает опубликованные дайджесты по актуальным темам, а также продолжение дискуссий о требованиях ФГОС, КИМах и качестве учебников. Не молчите – и вас услышат.
Продолжение дискуссий по актуальным темам будет возможно в ходе работы I городской научно-практической конференции «Взаимодействие школы и семьи: индивидуальный образовательный маршрут», которая состоится 9 апреля на базе Петровской школы.
На снимке: Часть делегации Карелии на конгрессе
Об авторе. Иван Владимирович Савицкий — доцент Института истории, политических и социальных наук ПетрГУ, кандидат исторических наук
Фото из личного архива