Именно так в ходе круглого стола в Национальном музее назвали территорию, с которой связано имя Петра I, на которой расположены первый российский курорт и музей, рассказывающий об истории создания «Марциальных вод».
Несколько лет назад мне попалась на глаза публикация, в которой курорт в Карелии назвали ни больше, ни меньше как русский Баден-Баден. До знаменитого европейского курорта, гордости Германии нам, конечно, далеко. Но если подумать, исходные данные ничуть не хуже. Вот только как они используются? Кстати, во время круглого стола, состоявшегося на прошлой неделе в Национальном музее Карелии, его директор Михаил Гольденберг рассказал, что в 2014 году в музей пришла посылка из Германии: шикарный альбом и письмо с предложением создать ассоциацию музеев, расположенных на курортах, связанных с именем русского царя Петра.
Как известно, император не раз лечился на тамошних водах. Заграничные поездки прекратились, когда Иван Ребоев (Рябоев), рабочий Кончезерского железоплавильного завода, обнаружил на Равболоте источник целебных вод, испробовал их на себе и почувствовал себя вполне здоровым. Доложил о находке по начальству. И 20 (31) марта 1719 года Петр I подписал указ «О целительных водах, отысканных в Олонце». Эта дата и считается днем рождения «Марциальных вод», ставших первым российским курортом. Так что, в 2019 году у курорта круглая дата, причем значительная, – 300-летие со дня рождения.
В петровской России курорт приобрел широкую известность. Сам царь за последние пять лет жизни четырежды лечился в «Марциальных водах» — в 1719-м, 1720-м, 1722-м и 1724-м годах. После смерти императора, уже при его дочери Елизавете, курорт постепенно пришел в упадок, на восстановление не было средств. На месте курортных строений выросла деревня Дворцы. И только спустя столетия, в 1964 году, возрожденный санаторий принял первых пациентов.
Так что большие юбилейные торжества еще впереди. Пока отметили более скромно 70-летие музея-заповедника «Марциальные воды», ныне филиал Национального музея, связанного с курортом, можно сказать, историей и именем Петра I.
Интересно наложить даты на время. 22 марта 1946 года Совет народных комиссаров Карело-Финской ССР принял постановление об организации в деревне Дворцы Петровского района Петровского музея. 23 сентября 1946 года территория первого русского курорта была объявлена заповедником, включившим: церковь апостола Петра, павильон над Петровским источником (1858), павильон над новым источником (1892—1894) и дом Горного ведомства. 25 июля 1948 года Петровский музей был открыт для посетителей. И это первые послевоенные годы – только что закончилась самая страшная в истории человечества война, положение в стране тяжелейшее – только в декабре 1947 года отменили карточную систему. Но в число первоочередных задач республика внесла создание музея.
Его создателем и первым директором стал удивительный человек, под стать этой задаче – Василий Константинович Трошин, народный учитель (работать в школе он начал еще в дореволюционные годы), краевед. Когда он начал заниматься проектом, ему было около 60 (!) лет, но при этом В.К. Трошин оставался энергичным, а главное, увлеченным человеком. Именно он создавал первую экспозицию музея.
В юбилейные дни в одном из крошечных залов музея (домик смотрителя) размещена выставка, посвященная истории создания музея и его первому директору. И наш гид – Марина Михайлова – рассказывала о первом директоре музея не просто с уважением – с пиететом. Если в первые месяцы существования музея посетителей приходилось не просто зазывать (реклама тогда была в зачаточном состоянии), а за руку приводить, чем и занимался директор, то уже в 60-х годах число ежегодных посещений выросло до 12 тысяч. А 2015-й ознаменовался рекордом – в музее побывало более 20 тысяч.
При этом ничего сверхзначительного не произошло: крошечный домик смотрителя, в котором размещается основная экспозиция, в котором два зала, в один из которых, как говорят в народе, небольшая группа человек в десять может «войти передом, а выйти уже задом». И в котором (в домике) уже много лет протекает крыша. Как и в храме.
Что привлекает сюда туристов? Уникальность места и памятников, которые хранятся здесь. Достаточно сказать, что церковь Апостола Петра – один из немногих архитектурных памятников Петровской эпохи на территории Карелии, сохранившийся до настоящего времени. Существует легенда, что храм построен по чертежам самого Петра I. Здесь хранятся уникальный иконостас, чугунные печи (храм зимний), отлитые на петровских заводах, подсвечники, выточенные самим царем и подаренные храму.
Справедливости ради следует сказать, что кое-что, по мелочам, удается сделать – за счет довольно скудных музейных денег: подремонтировать крыльцо, лестницу. Несколько лет назад был разработан проект новой музейный зоны, о нем еще раз напомнил за нынешним круглым столом архитектор Владислав Куспак. Проект с одобрением встречен музейным сообществом. Но когда начнутся работы по его реализации, никто сказать не может.
В 2009 году, например, были отправлены на реставрацию исторические павильоны над источниками, вернулись они в Марциальные Воды только сейчас – так сказать, подарок к юбилею музея. А самым большим подарком для музея будет выделение средств (где-то около 400 тысяч рублей, как сказал мне Заведующий филиалом «Марциальные воды» Национального музея РК Федор Кузьмин) на ремонт крыши. И еще обещают помочь с освещением: музей расположен по обе стороны довольно оживленной трассы, вечером там ходить опасно.
Я обратила внимание, что во время круглого стола историки, краеведы, сотрудники музея говорили не только о том, что Марциальные Воды – уникальная территория, но и о том, что она может, должна эффективно работать на республику. Тогда, если мы постоянно говорим о развитии туризма в Карелии, то и санаторий и музей в поселке, действительно, территория упущенных возможностей. При том, что даже сегодня она привлекает туристов – как россиян, так и иностранцев.
Напрашивается вопрос: если в 1946 году республика нашла возможность, в том числе и средства, думать о будущем, создавая музей, то почему спустя 70 лет она не может найти средств, чтобы эффективно использовать полученное наследство? Во благо той же республики? Последняя надежда остается на то, что курорт и музей будут все-таки включены в федеральную целевую программу к 100-летию государственности Карелии.
Фото автора