В Эрмитаже в серии «Шедевры музеев мира»открылась выставка одной картины — «Йоханнес Вермеер. «Географ».
Собираясь в Эрмитаж, хотела прежде всего посмотреть выставку нашего соотечественника, гения ар-деко Романа Тыртова, или на французский манер Эртэ. И, конечно, мне хотелось взглянуть, на подлинного Вермеера, ведь в России нет ни одной картины одного из величайших мастеров золотого века голландского искусства. «Всего одна картина, пусть даже и Вермеера, – думала я, – это так мало…». Но и представить не могла, что единственная картина небольшого формата может потрясти и пронзить сердце.
…Субботнее утро. Музей только открылся, и пока туристы, словно стайка воробьев, фотографируются на парадной лестнице, спешу в зал с шедевром из музея Штедель во Франкфурте-на-Майне. Никого. Всматриваюсь в полотно за стеклом, наверное, бронированным, но не бликующим.
Имя этого художника известно всякому, кто интересуется искусством. Ну кто не знает его потрясающую «Девушку с жемчужной сережкой»? И художественный фильм с тем же названием, наверное, смотрели многие. Сюжеты произведений Вермеера незатейливы: «Дама, пишущая письмо», «Женщина, держащая весы», «Женщина, читающая письмо», «Женщина с лютней». Две картины бессмертного голландца из 34-х сохранившихся уже показали в Санкт-Петербурге: это были «Дама в голубом, читающая письмо» и «Любовное письмо» из собрания Рейксмузеума в Амстердаме.
Известный теоретик искусства Э. Гомбрих называл такие картины натюрмортами с человеческими фигурами и говорил, что непросто растолковать, почему такие непритязательные полотна относится искусствоведами к величайшим шедеврам мирового искусства, «но тот, кому посчастливилось видеть оригинал, согласится со мной: это – чудо».
Небольшая картина под названием «Географ» создана художником в 1669 году. Обычная для мастера, похожая на другие композиция у окна. В центре задумавшийся над картами или бумагами человек. Создается впечатление, что свет из окна комнаты, освещая все предметы, переливается за раму и, как на машине времени, погружает тебя в атмосферу солнечного дня 347 лет назад. Начинаешь ощущать тишину и прохладу солнечного утра и неспешность бытия. Глаза между тем всматриваются в предметы быта. Взгляд вслед за солнечным лучом скользит по складкам одежды и золотистого ковра, фиксирует светящиеся в контровом свете листы бумаги, замирает на мгновение на утонченных руках географа и вновь останавливается на бледном лице увлеченного делом молодого мужчины. Какая-то метафизика, необъяснимая, непостижимая загадка. Почему не оторваться от изображения? Видимо, всё дело в особом живописном языке Яна Вермеера, способном вознести зрителя даже спустя века над реальностью бытия.
«Почему Вермеер так сильно на нас влияет?– задает вопрос Ирина Александровна Антонова, называющая Вермеера сюрреалистом в высоком смысле этого слова. И отвечает словами, с которыми невозможно не согласиться: «Он пронзает сердце, понимаете? Он из простых вещей выводит нас в огромный мир…»
Картину Яна Вермеера можно увидеть в Эрмитаже до 20 ноября.