Уроженец Петрозаводска, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011
Это была неожиданная встреча. С Алексеем Дорониным я знакома заочно как с едва ли не самым успешным конкурсантом из Петрозаводска российского учительского конкурса. Помню, из уст в уста передавалась история о том, как прошел урок математики Алексея… с фонариками. В восторге были дети, учителя, журналисты. На недавнем семинаре в Москве для участников федерального этапа всероссийского конкурса «Учитель года России-2016» Алексей Доронин рассказывал, на какие моменты в уроке стоит обратить особое внимание. Не скрою, в этот момент я гордилась Петрозаводском и Карелией.
Аудитория, в которой находились 83 конкурсанта, слушала исключительно внимательно. Алексею, ныне преподавателю математики столичной школы, старшему преподавателю кафедры естественно-математического образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, вопросов задавали много, и на каждый из них он отвечал подробно и доброжелательно. Выйдя из зала, продолжил консультировать тех, кто подошел к нему после лекции.
— Не секрет, что конкурс для любого педагога значимое и важное событие, — говорит Алексей Доронин. — Для кого-то средство повышения квалификации, карьерный старт, возможность широкого профессионального признания. И в самом начале, и сейчас воспринимаю конкурс как испытание, которое нужно пройти, чтобы стать хорошим учителем. Да, именно испытание! Испытание с полным погружением в профессиональную среду; испытание, за результат которого отвечаешь только сам. Сейчас, благодаря «Учительской газете», у меня есть возможность помочь достойно пройти это испытание другим учителям. Но каждый раз новый конкурс я переживаю также, а, может, и сильнее, чем в самом начале.
— Считаете ли вы, что конкурс «Учитель года» может изменить жизнь учителя?
— Жизнь может изменить только сам учитель, конкурс даёт возможности и предложения. Вопрос очень тонкий, и, конечно, напрашиваются примеры карьерного или депутатского характера, но вряд ли такова цель конкурса, скорее, конкурс в таком случае был использован не совсем по назначению (что, в принципе, неплохо). А вот если конкурс даёт силы и уверенность в том, что ты не один и что стоит бороться несмотря ни на что, если, пройдя через конкурс, понимаешь, что в твоей профессии ещё много того, о чем не догадывался, если конкурс не отпускает тебя на протяжении многих лет, наверное, это и есть необратимые внутренние изменения, ради которых стоит в нем поучаствовать!
— Алексей, вы много ездите и знаете, что регионы живут несколько иначе, чем Петербург и Москва. Мне интересно ваше мнение: можно ли поднять уровень местных конкурсов, что для этого можно и важно сделать?
— Конкурсное движение развито не только в Питере и Москве, добавьте Самару, Сахалин, Московскую область, Тюмень, Хабаровск, Татарстан… В этих регионах самое бережное и внимательное отношение к конкурсу! И дело не в финансировании, дело в человеке или группе людей, заинтересованных в конкурсе, которых поддерживают региональные власти. Как и любая учительская деятельность, участие в конкурсном движении, помощь конкурсантам — это чистой воды альтруизм. Но в каждом регионе всегда можно найти таких людей, которые способны двигать конкурс, здесь только важно не ошибиться, безынициативный и непрофессиональный человек может стать тем «методистом» из известного анекдота про кота.
— Ваше пожелание нашим петрозаводским и карельским педагогам перед началом учебного года?
— Карельские педагоги — настоящие трудяги, часто в силу большой загруженности у них нет возможности даже подумать о конкурсе или попытаться принять в нем участие. Главное, чтобы не пропадали силы и желание каждый день профессионально и самоотверженно выполнять свою работу! Очень надеюсь, что в 2017 году мы встретимся с карельскими коллегами на авторской стажировочной площадке на базе института развития образования.
Фото Марии Голубевой