Редко бывает, чтобы об одной и той же школе за короткое время «Лицей» писал несколько раз, как это случилось со школой №2 Петрозаводска. Но здесь действительно есть о чем рассказывать! В чем же секрет успеха коллектива? В этом разбиралась наш корреспондент.
Всё чаще говорят, что школьная архитектура влияет на успехи в учебе. Оказывается, старшие и младшие школьники могут по-разному реагировать на цвет стен или устройство кабинета (подробнее: theps.ru и psypress.ru). В российской школе изменения происходят, но часто они касаются мелочей — перестановки парт для групповой работы или появления скамеек в коридоре. Некоторые школы идут чуть дальше и организуют зону игры для начальной школы. Благодаря даже незначительным изменениям в пространстве чуть легче переносить школьную рутину.
Недавно посчастливилось побывать в типовой петрозаводской школе, организацией пространства которой озабочены учителя и администрация. Ранее «Лицей» рассказал о школьном сайте школы №2. Готовя материал, познакомилась с этой школой поближе. Поскольку уроки в тот день уже завершились, появилась редкая возможность несколько отстраненно увидеть, как можно организовать школьную среду.
В очередной раз убеждаешься, что многое зависит от руководства школы. Завуч по УВР Елена Валерьевна Смирнова и директор школы Светлана Федоровна Макаренко во время экскурсии по школе рассказали, что участвовали в конкурсе и получили поощрение. Именно благодаря гранту удалось создать несколько кабинетов иностранного языка, в которых есть мультимедийное оборудование, интересная тканевая карта, украшающая целую стену. Она позволяет затеять с ребятами игру, использовать ее на уроках по изучению особенностей национального костюма, географических реалий. Да много чего еще, но обо всем по порядку.
Каноны не отменяли
— Наша библиотека переезжала трижды. Мы всё время в поисках самого подходящего места для чтения, — говорит Светлана Федоровна Макаренко. — Сейчас завершается установка нового оборудования.
По проекту в просторном кабинете первого этажа зона для чтения с удобными пуфами для учеников начальной школы, обрамленная полукруглой этажеркой, за которой можно уединиться. Между книжными стеллажами приготовлены стулья для тех, кому книга приглянулась и хочется ее полистать. Поставлен круглый стол с ноутбуками для старшеклассников, которые в библиотеку придут не просто читать, а готовить сообщения и проекты.
Неделю назад министр образования и науки РФ Ольга Васильева сказала о важности чтения и золотом литературном каноне, но в школе №2 о нем и не забывали: на третьем этаже растянут огромный баннер со списком книг, которые важно прочесть в жизни, а в рекреации начальной школы есть полка с детскими книгами.
— Иногда их становится меньше, иногда больше. Замечаю, что родители приносят книги. Идея буккроссинга прижилась в нашей школе, — уточняет завуч Елена Валерьевна Смирнова — автор и исполнитель этой задумки.
Современные растяжки, красочные плакаты и приятная цветовая палитра делают школу уютной.
…Заглядываем в кабинет. Учительница начальных классов Наталья Алексеевна Шаколина рассказывает коллегам о программе, которая помогает проверять технику чтения. Суть ее в том, что ребенок читает текст с экрана, а программа проверяет, сколько ошибок он допустил, фиксирует время и количество прочитанных слов.
— Конечно, так работать легче. Я лишь помогаю школьнику — например, задаю вопросы по прочитанному тексту, вижу, как происходит сам процесс чтения. К тому же результат такой проверки сразу же можно донести до родителей и дать рекомендации, как помочь ребенку, если есть проблема, — поясняет Наталья Алексеевна.
Елена Смирнова добавляет, что подобный способ проверки техники чтения используется уже не первый год, непредвзятый результат легче доносить до родителей. Программа помогает отследить динамику развития ребенка, который может, перейдя на чтение про себя, хуже усваивать текст и делать большее, чем раньше, количество ошибок.
Психологи и логопеды
Отдельный кабинет психологов и логопедов поделен стеклянными перегородками, у специалистов есть возможность вести занятия в своем пространстве, отделяя от класса тех учеников, кому на данный момент важно уделить внимание.
— Работается нам хорошо. Уже привыкли к таким стенам, и даже дети перестали отвлекаться. Если светит яркое солнце, выручают жалюзи. Нравится, что помещение получилось просторное и светлое, — говорит логопед Ирина Викторовна Дрожжина.
Логопед Наталья Андреевна Евсеева пространством, где работает также психолог и имеется комната психологической разгрузки, довольна. Она уверена, что современный дизайн позволяет более эффективно и слаженно работать с детьми, пробуждает их любознательность, позитивно настраивает.
Специалисты рассказали, что работают они с детками, у который есть логопедические особенности, и с классами, где речевые проблемы встречаются у всех учеников. В этом году два ребенка перешли на обучение в школу-интернат №21, узнав, что там открылись классы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
— Знаю, что в этой школе серьезно работают с детьми, поскольку у многих ребят с ДЦП есть проблемы с речью. Так что там работают серьезные специалисты, которые могут предоставить больше возможностей для ребенка, чем наша школы, — убеждена Елена Валерьевна Смирнова.
Музейная педагогика
— Давайте пойдем в наш музей! — предлагает директор. Там нас встречает Наталья Владимировна Ильченко, учитель технологии. Многое из того, что представлено в нескольких кабинетах, сделано ее руками. Вот и панно, на фоне которых она согласилась сфотографироваться, выполнены ученицами.
— Трудились несколько месяцев. Так работа понравилась, что и в этом году продолжим творить, — скромно улыбается учительница.
Большая часть первого этажа умещает в себе крестьянскую избу, кабинеты технологии для мальчиков и девочек и рекреацию с небольшой музейной экспозицией, в которой можно рисовать, играть, уроки проводить и пить чай с только что испеченными пирогами.
— Когда девочки пекут, мальчишки прибегают на запах и начинается чаепитие, — рассказывает Светлана Федоровна.
Она поясняет, что любую часть школы стараются использовать по-разному. Музей — место и для экскурсий, и для уроков труда, когда возможно шить и мастерить, и кабинет, где предложат заняться иностранным языком, если тема посвящена домашней утвари или истории края.
— Понимаете, нам нужно пространство без барьеров, которое принимает, объединяет, воспитывает, — говорит директор.
Глаз отмечает стеклянные двери и перегородки, обилие света и пространства, которого вдосталь в этом типовом здании.
В школе не заскучаешь!
Дети в школе, кроме английского изучают, финский язык.
— Играем, создаем книги, пишем проектные работы, выезжаем в Финляндию, создали на сайте раздел, посвященный крестьянской избе на трех языках, который активно используется как образовательный ресурс, — рассказывает учитель финского языка Ольга Волкова. Ее кабинет выглядит стильно и современно.
По словам учителя английского языка Надежды Сергеевны Агеевой, нередко в школе проходят интерактивные игры, которые объединяют классы и параллели. Идея общего урока может собрать тех, кто изучает английский и финский, особенно если речь идет о родной республике.
— В школе не заскучаешь! — уверена учительница, которая стала одним из авторов двуязычной игры на карточках. Кстати, о ней она обещала рассказать читателям «Лицея» отдельно.
Уютный школьный двор, о котором «Лицей» упоминал еще весной, работа по насыщению сайта, работа с внутренним пространством, дизайном помещений, участие в конкурсах по преображению классов и помещений, постоянно открытые двери, увлеченность коллектива — таков рецепт успеха школы №2 в Петрозаводске. Неудивительно, что здесь с завидной частотой проводятся городские и республиканские события.
— Мы живем в условиях конкуренции и стараемся, чтобы наша школа была востребованной и современной, — говорит директор Светлана Федоровна Макаренко.
Думаю, у школы это получается. Что еще удивило? Ни разу от учителей за время общения не услышала слов о трудных временах, кризисе и недостатке. В школе говорили о возможностях, планах и устремлениях. А еще, хотя уроки закончились несколько часов назад, в школу все время шли дети.
Фото Марии Голубевой