29 октября мы отмечаем большой и славный юбилей: восьмидесятилетие нашей старейшины, заслуженной артистки Карелии Тамары Васильевны Румянцевой. Заслуженная-то она, конечно, заслуженная, но вообще-то народная. В самом полном и глубоком смысле этого слова.
Тамара Васильевна Румянцева для нас, для всех её зрителей – всеобщая любимица, носительница народного юмора и большой мудрости, актриса, владеющая тайной излучения особой теплоты и бесконечного обаяния. Мы ей доверяем всецело. Она одна из нас, какая-то очень понятная, родная – народная. Это очень высокое звание, которое выдается сердцами зрителей, и заслужить его дано немногим – у Тамары Васильевны такое неформальное звание есть.
За плечами огромный жизненный и творческий путь. Детство, перечеркнутое войной. Послевоенная юность, хрущевская оттепель и учёба в Ленинградском театральном институте на курсе легендарного педагога – профессора Елизаветы Ивановны Тиме. Потом десятки ролей, больших и маленьких, сыгранных на сценах театров Пскова, Ленинграда и, конечно, Карелии.
Именно театрам Карелии Тамара Васильевна Румянцева посвятила большую часть своей творческой жизни.
Русский драматический театр. Много серьезных, значительных работ: Зоя Березкина в «Клопе» В. Маяковского, Людмила в «Поздней любви» А.Н. Островского, Лиза Пряслина в «Доме» Ф. Абрамова, Лариса в «Иркутской истории» А. Арбузова и другие роли. Потом времена застоя и в жизни страны, и в театре: хотелось обновления, искренности, честности в отношениях со зрителем, друг с другом.
Вместе с ветром перемен в середине 80-х Тамаре Румянцевой, входящей в группу единомышленников, довелось пережить особый момент в жизни: они, восемь ведущих актёров Русского драматического театра, уходят в никуда и организуют своё новое, живое театральное дело – создают молодой драматический театр «Творческую мастерскую». Новый театр привлекает зрителей, к коллективу присоединяются и другие актёры…
С того легендарного времени, когда состоялся первый спектакль будущей «Творческой мастерской» – постановка по повести Бориса Васильева «Завтра была война» – прошло уже более тридцати лет. Все эти годы Тамара Васильевна Румянцева работает на сцене сначала театра-студии, потом Государственного молодежного, а теперь уже Театра драмы Республики Карелия «Творческая мастерская».
Она признанный мастер сцены, прекрасная актриса, владеющая секретом подлинности, достоверности существования. Её героиням в психологических спектаклях веришь безусловно: это простые женщины, вышедшие из нашей повседневности, близкие, тёплые, знакомые каждому. Как можно забыть её Евлампию Захаровну, директора детского дома во «Вдовьем пароходе» И. Грековой и П. Лунгина! Как емко, лаконично, с какой великой силой была сыграна Тамарой Румянцевой в этом образе судьба целого поколения женщин войны, с их естественным самоотречением и безгеройным героизмом!
Как пронзительна была сцена прихода вести о победе, когда Евлампия Захаровна Румянцевой, смертельно больной человек, собирала в кулак все оставшиеся жизненные силы и истово кричала, чтобы воспитатели и нянечки подымали детей с коек и распечатывали НЗ-паёк: «Победа!!! Они у меня этот день на всю жизнь запомнят!!! Они всю ночь у меня шоколад жрать будут!!!» Мурашки шли по всему телу от этого крика человека, на котором уже лежала тень смерти, крика, обращенного в жизнь, в будущее…
А её острохарактерные персонажи, такие, как Арина Пантелеймоновна из «Женитьбы» Н.В. Гоголя или Кукушкина из «Доходного места» А.Н. Островского – яркие, озорные, сочные!..
Но если говорить о нынешнем периоде творчества Т.В. Румянцевой, то хочется сказать прежде всего о ролях, которые по плечу только мастеру, умеющему воплотить настоящий народный характер, притчевый, обобщенный. Это, конечно же, Марья из чудесной сказки для взрослых «Марьино поле» Олега Богаева; эпизодическая, казалось бы, роль Тамары Васильевны в спектакле «Баллады о солдатах» и блистательная, ну, просто бенефисная роль Капитолины Петровны из фарсовой комедии «Баба Шанель» Николая Коляды.
В «Марьином поле», замечательном спектакле режиссера Андрея Тупикова, в тугой узел были завязаны подробное, в духе Распутина или Абрамова, деревенское бытие столетних заброшенных старух – и метафорическое сосуществование героинь в разных пластах времени; тут же откровенно фарсовые ходы, в которых участвуют исторические персонажи, ставшие фольклорными героями (Гитлер – упырь с хвостом, Сталин – всесоюзный тюремный «пахан» и т.д.); наконец, абсолютно фантастические существа: Гриб, кокетливая Коза, мудрая Корова, Памятник Жукову…
В центре этой многофигурной композиции стоял образ Марьи в исполнении Тамары Румянцевой, вечной солдатки, ждущей своего Ивана со всех войн. Марья – это и конкретная старуха, доживающая свой век в опустевшей деревне, рядом с двумя такими же одинокими подругами-вековухами. Это и героиня сказки, со всеми необходимыми для такого персонажа атрибутами: бесконечной добротой, преданностью, народным юмором. Это и лирический центр спектакля, его главная персонифицированная метафора: сила жизни и любви, противостоящая силе смерти. Тамара Румянцева точно нашла интонацию сценического существования: она чуть более укрупненная, нежели просто бытовая, какая-то округлая, сказовая. Этот образ был соткан из юмора, нежности, боли и несгибаемой силы простого русского характера, перед которой отступает даже Смерть…
Спектакль «Баллады о солдатах» известного петербуржского режиссера Бориса Цейтлина – это наше подношение из сегодняшнего дня бойцам Великой Отечественной войны. В «Балладах» много интерактива, документальных и одновременно исповедальных моментов, есть целый пласт монологов актёров «от себя» в стиле вербатима. В спектакле в основном заняты молодые актёры, потому что режиссеру было принципиально говорить о той великой войне новыми, свежими голосами, смотреть на тех людей войны отсюда, из ХХI века. Принципиальным было перекинуть эмоциональный мост из далеких сороковых ХХ века в наши дни. Тамара Румянцева играет роль… Нет, не играет! Она, наша Тамара Васильевна, своим присутствием, своей судьбой, воздействием своей собственной личности и осуществляет эти самые скрепы времён: такая всеобщая бабушка, родная и бесконечно дорогая каждому.
В трагифарсовой комедии «Баба Шанель» Т.В. Румянцева играет старейшую участницу самодеятельного вокального ансамбля «Наитие» Капитолину Петровну. Здесь даже в откровенно комедийном материале замечательная актриса сумела вскрыть всё те же потаённые глубины народного характера, народного юмора. Её Капитолина – настоящий Дед Щукарь в юбке, где что ни фраза, то реприза, от которой в зале стоит смех. Каждая реплика Капитолины Петровны становится крылатым выражением, каждый её «выход с цыганочкой» – песня ли, танец, монолог ли – радость для зрителя, даже если эта радость рождает сочувственную грусть. Такое умение найти ключ к сердцам зрителей, суметь влюбить в своего персонажа, сделать его своим, необходимым для каждого в зале – это знак большого, настоящего таланта, и человеческого, и актёрского, таланта замечательной народной по самой своей сути актрисы Тамары Васильевны Румянцевой.
В этом году Тамара Васильевна Румянцева удостоена премии «За честь и достоинство», учрежденной СТД Карелии.
С юбилеем Вас, дорогая Тамара Васильевна! Сил Вам, здоровья и долголетия! Радости творчества и любви близких, друзей, коллег и, конечно, любви наших зрителей!
29 октября 80-летие Тамары Румянцевой отметят в «ТМ» творческим вечером в кругу друзей и коллег «Разговор по душам».
Фото предоставлены театром «Творческая мастерская»