По крайней мере эпоху в жизни нашей республики. Именно так, человеком, создавшим эпоху, назвала на открытии выставки в Национальном архиве Карелии его директор Ольга Жаринова Эдварда Отто Вильгельма Гюллинга, или попросту Эдварда Александровича, как его на русский лад называли в Карелии.
30 ноября и 1 декабря в читальном зале Национального архива работала выставка «Эдвард Гюллинг. У истоков карельской государственности» к 135-летию со дня рождения известного советского государственного и политического деятеля периода 1920 — 1930-х годов.
Перед ее открытием я поинтересовалась у начальника отдела использования и публикации документов Елены Усачевой, есть ли в архиве личный фонд Гюллинга. И к удивлению своему, узнала, что нет такого фонда, хотя документов, относящихся к жизни, а главное деятельности Гюллинга в архиве много, но они находятся в разных фондах. Человек словно растворился в своей активной, а главное созидательной деятельности.
Оценка деятельности Эдварда Гюллинга сегодня неоднозначная: кто-то называет его мечтателем, оторванным от реальности, кто-то человеком, приспособившимся к существующим в те годы реалиям. Но все согласны, что годы, когда Карельскую Трудовую Коммуну возглавлял Гюллинг, были периодом расцвета края.
Э.А. Гюллинг, о чем свидетельствуют и документы, представленные на выставке, внес огромный вклад в создание и упрочение национальной государственности Карелии, в осуществление политики по экономическому и социально-культурному преобразованию республики первых двух десятилетий существования советской власти.
За 15 лет работы Эдварда Гюллинга на посту председателя ревкома Карельской Трудовой Коммуны (1920 — 1921), председателя исполкома КТК (1921 — 1923), председателя Совета Народных Комиссаров АКССР (1923 — 1935) Карелия преобразилась: развернулось строительство гидроэлектростанций, получили развитие лесная, бумагоделательная промышленности, начались горно-поисковые работы, были проложены дороги в отдаленные районы. В столице республики началось жилищное строительство, появился водопровод, пошли первые автобусы. Гюллинг был инициатором создания в Карелии первого комплексного НИИ (прообраз КарНЦ), педагогического института, присвоения государственного статуса краеведческому музею.
15 лет работы Гюллинга в Карелии были периодом, когда республикой руководил иностранный ученый-экономист европейского уровня и такой же культуры. Лично знавшие Эдварда Александровича отмечают в своих воспоминаниях его готовность прийти на помощь, внимание и доброжелательность к людям, интеллигентность.
Судьба этого неординарного, сильного человека и руководителя, как и многих в то время, была трагична. 17 июля 1937 года Гюллинг был арестован по сфабрикованному делу о «контрреволюционной националистической организации Гюллинга — Ровио». 14 июня 1938 года он был расстрелян. По дошедшим до наших дней сведениям он так и не подписал абсурдный протокол дознания, даже под угрозой расстрела. В 1955 году Эдвард Гюллинг был реабилитирован.
Странно, но как рассказали мне в архиве, нельзя сказать, что сегодня высок интерес к деятельности и личности такого уровня государственного деятеля, как Эдвард Гюллинг. Хотя последние годы довольно помпезно мы отмечаем очередную годовщину государственности Республики Карелии, у колыбели которой и стоял Эдвард Гюллинг. Может быть, к 100-летию республики кто-то из молодых ученых-историков, экономистов с высоты XXI века (большое, как известно, видится на расстоянии) возьмется за такой труд.
Выставки в Национальном архиве, как известно, носят особый, представительский, ознакомительный, характер, поэтому и существуют день-другой. Их задача представить богатейшие фонды, давая научные ориентиры нынешним и будущим исследователям.
Кстати, на открытии выставки было объявлено, что в не столь отдаленном будущем архивные материалы, посвященные жизни и деятельности в Карелии Эдварда Гюллинга, появятся на сайте Национального архива.
Фото Валентины Чаженгиной