Презентация в Национальной библиотеке новой книги петрозаводского издательства «Острова» началась с демонстрации фрагмента фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича». Это была сцена выступления в Политехническом музее самых известных поэтов той эпохи – Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Риммы Казаковой, Роберта Рождественского, Михаила Светлова, Беллы Ахмадулиной, Булата Окуджавы.
Сегодня каждая фамилия из этого списка – имя в русской поэзии ХХ века. Признаюсь, до последнего времени была уверена, что в фильм включены документальные кадры, настолько они точно отражали дух ушедшей уже эпохи, которую сегодня называют короткой оттепелью (хотя и в природе ведь оттепель коротка). Не так давно узнала, что в зале сидела массовка, а сцена снималась более шести часов. Вызвало ли это разочарование? Нет. Во-первых, снято талантливо, во-вторых, я застала конец той оттепели и помню, как не только среди студентов, но и среди старшеклассников, рабочей молодежи (а каждое уважающее себя промышленное предприятия имело свой Дворец культуры!) поэтические вечера были не просто популярны – ими бредили все. А сборники стихов выходили миллионными тиражами.
Именно тогда, в 1965 году, поэт Евгений Евтушенко написал посвящение к своей поэме «Братская ГЭС», и эти строки стали крылатыми и популярны до сих пор: «Поэт в России больше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет». Зачем такой далекий экскурс в прошлое? Потому что книга, о которой идет речь, посвящена одному из талантливейших и популярнейших поэтов из той звездной поэтической плеяды – Роберту Рождественскому. Творчество его рождено тем временем. А еще его имя теперь уже навсегда связано с Карелией, Петрозаводском.
Петрозаводску посвящено одно из самых известных стихотворений Роберта Рождественского «Я однажды вернулся», ставшее песней:
Я однажды вернулся сюда,
в этот город — сквозь дни и года.
Показался мне город пустым,
здесь когда-то я был молодым.
Здесь любовь моя прежде жила,
помню я третий дом от угла.
Я нашёл этот дом. Я в окно постучал.
Я назвал её имя — почти прокричал!
Но чужой человек мне ответил без зла:
«Здесь, наверно, она никогда не жила».
История же появления книги такова. Какое-то время назад в издательство позвонил известный карельский поэт Марат Тарасов, многолетний близкий друг Роберта Ивановича, и предложил издать книгу воспоминаний матери Рождественского «История моей семьи», рукопись которой у него есть. В издательстве заинтересовались. Но воспоминания стали только фундаментом, на котором потом выросла книга: их дополнили воспоминания тех, кто учился с поэтом в университете (тогда Карело-Финском), очерки самого Рождественского (о Марате Тарасове и Владимире Морозове), отрывки из его автобиографии, стихи, созданные в Карелии, написанные о Карелии, навеянные воспоминаниями о ней и Петрозаводске. Неслучайно у книги подзаголовок – «Роберт Рождественский и Карелия».
Отдельная глава книги – «Почему я пишу о войне». Роберт Рождественский принадлежит к поколению, которое сегодня называют «дети войны». Они были еще малы, чтобы идти на фронт, но военное лихо испытали сполна. Может быть, именно поэтому так пронзительны, так бережны стихи Роберта Рождественского о войне, часто они о том, как люди его поколения воспринимают войну. И не говорить об этом он не мог. А как иначе, если «…Просыпаемся мы, и грохочет над полночью то ли гроза, то ли эхо прошедшей войны…». Но это особая тема, а в мою задачу не входит анализ творчества поэта Роберта Рождественского.
Названием книги – «Сын Веры» – стало название одного из его стихотворений, так назывался и один из поэтических сборников Рождественского, вышедший много лет назад. Так что эти стихи можно назвать программными и для нового сборника. В них переплетаются два образа. Реальной женщины, матери, любящей и любимой Веры Павловны Рождественской, которая: «…Непутевого сына ждала обратно и просила в письмах писать только правду». Второй же образ – веры. Веры поэта: «… в солнце, которое хлещет сквозь рваные тучи!… Веры в земную любовь, ослепительную как чудо… Веры в Завтра – такое, какое хочу я. И в людей, как дорога широких! Откровенных, стоящих…». И это настроение пронизывает весь сборник. Его главы лишены часто присущей мемуарной литературе умильности воспоминаний.
Но вот об одном разделе книги мне хотелось бы сказать особо. Он называется несколько по-канцелярски длинно и сухо: «Хроника основных событий, связанных с жизнью и творчеством Роберта Рождественского в Карелии». А обратила на него внимание вот почему: Роберт Рождественский прожил в Карелии немногим более двух лет: его семья приехала в Петрозаводск в 1949-м, а уже осенью 1951 года Роберт уехал учиться в Литературный институт имени М. Горького в Москве. Хроника же охватывает более 30 лет! (Роберт Рождественский умер в августе 1994 года).
Дает ли жизнь Роберта Рождественского основания для этого? Да. Живя в Москве, он постоянно держал связь с Карелией: участвовал в ее литературной жизни, издавал книги, публиковал в республиканских газетах и журналах свои новые стихи, наконец, просто общался с друзьями, ездил по республике. А Петрозаводск по праву можно назвать поэтической родиной поэта: именно в Петрозаводске он впервые осознал себя как поэт. Здесь впервые пришла к нему поэтическая известность. Отсюда он отправился в большой путь.
Судьба Роберта Рождественского перекликается с судьбой другого талантливого русского поэта – Николая Рубцова. Он родился в Холмогорском районе Архангельской области, многие годы жил в Вологде, где и погиб. Но своей поэтической родиной объявлял всегда крошечный, затерянный в северных лесах городок – Тотьму, где всего два года проучился в местном техникуме. Тотьма гордится им, чтит поэта: и на высоком берегу реки Сухона установлен памятник Рубцову, старожилы говорят, что часто видели его именно здесь – приходил сюда гулять с друзьями.
По инициативе Марата Тарасова, одного из самых верных друзей Роберта Рождественского, не только вышел сборник, посвященный Рождественскому, но уже увековечена в Петрозаводске его память: названа улица, установлена мемориальная доска на доме, где жила семья Рождественских, в Петрозаводском государственном университете учреждена стипендия имени Р. Рождественского.
Новую книгу о Рождественском, по мнению одного из составителей сборника, редактора издательства «Острова» Юрия Шлейкина, можно поставить в ряд изданий, которые уже вышли или еще выйдут к 100-летию государственности Карелии. Роберт Рождественский — сын, пусть и не родной, нашей земли.
Книга вышла даже по нынешним временам мизерным тиражом – всего 700 экземпляров. Какая-то часть его уйдет в книжные магазины, получат ее все библиотеки. То есть возможность прочитать ее есть у каждого. И еще хотелось бы заметить: это книга не просто о личной жизни пусть и яркого, талантливого поэта, незаурядного человека: когда родился, сколько раз женился и сколько детей и внуков, где жил и с кем дружил. Это еще книга о времени, времени Роберта Рождественского.
Фото с презентации Владимира Ларионова