Республиканская выставка Творческого союза художников открылась в Музее изобразительных искусств Карелии.
Сколько бы ни спорили художники двух союзов между собой о том, какой быть выставке, зрителю это совершенно все равно: ему важно, что в конце декабря в музее открывается очередная республиканская выставка «Онежская палитра». Несколько лет назад сообща решили, что каждый из двух союзов – Творческий союз художников и Союз художников – будут выставляться поочередно. В этом году свое мастерство показывает Творческий союз художников, который существует уже 14 лет. Никаких запретов нет, и некоторые члены Союза художников также с удовольствием приняли участие в этой выставке. Другие не захотели, и кто ж их осудит.
Все в один голос – и организаторы, и музейные работники, и председатель Творческого союза Татьяна Красовская – сошлись во мнении, что профессиональный уровень выставки в этом году выше, что она интереснее, чем была в прошлый раз. Об этом говорит и тот факт, что именно в этом году несколько наших художников, таких как Жанна Свиридникова, Елена Новикова и Юлия Коросова, представленные на этой выставке, были приняты в Союз художников России.
Согласна с утверждениями наших мэтров: выставка интересная, появились новые авторы, новые темы и сюжеты, и даже своя школа Павла Полякова представлена. Зрители, что пришли на вернисаж, были явно в приподнятом настроении: праздник удался.
Не стану описывать подробно, выставку лучше все же посмотреть: она большая, в ней участвуют порядка 60 авторов, представлены около 200 произведений. Отмечу лишь несколько моментов. Кураторы выставки организовали выставочное пространство таким образом, чтобы не растеряться в этом множестве произведений разных жанров. Первый зал отдали графике, и тут властвовал мэтр – неакадемичный академик Аркадий Морозов и его линогравюры. Небольшого размера портреты привлекли многих: кого-то своим юмором и сходством, кто-то увидел в них едкий сарказм, другие вспоминали Пикассо – дескать, вряд ли его модели были довольны своими портретами. Но никто при этом не сомневался, что всё сделано суперпрофессионально.
Не могу не отметить: наконец-то (!) наши художники стали чаще обращаться к жанру портрета. Мне все время казалось странным, почему художники не обращаются к образу человека. И вот, кажется, лед тронулся. Портретами представлены Юрий Высоковских («Театральный художник»), Юрий Трофимов («Семья»), Жанна Свиридникова («Ожидание», «Саша»), Валерий Беляков («Портрет художника», «Портрет Водова»), яркие женские образы Евгении Веселовой в технике пастели, портреты детей Галины Калининой, выполненные в технике пастели, а также запоминающиеся портреты в рисунке Киры Гронской («Индиго», «В темноте»). Рисунок не так часто приходится видеть на подобных выставках, а потому интересно!
Что удивило. Это созданные Ольгой Икконен керамические фантастические рыбы, вазы в стиле бохо и обаятельно чудаковатые фигурки. Несколько академических натюрмортов и портретов, выполненных в технике рисунка (из школы Павла Полякова) – Анастасия Кунцевич («Уходящее время», «Темно-белый»). Две гигантские декоративные фигуры святых, выполненные Дарьей Одинец в технике коллажа. Не узнать Екатерину Мелкуеву: такое ощущение, что ее брутальный период сменился на что-то нежное, пастельное, отчего работы неожиданно зазвучали совсем по-новому. И несколько пейзажей Елены Новиковой из Олонца обратили внимание любопытного зрителя, помнится, раньше она показывала на выставках в основном натюрморты.
Кстати, натюрмортов было представлено меньше, чем обычно, как мне показалось. Из живописных запомнились два из них – Ольги Ерохиной («Белые ночи не за горами») и Петра Моисеева из Сегежи («Опавшие лепестки»). Скульптуры не было вовсе.
Наш край столь красив, что невозможно не обращаться к теме природы, поэтому ни одна выставка не обходится без пейзажей. Все-таки олончане хорошо чувствуют свой родной край – живописные полотна Юрия Каноева всегда трогают за душу. Хорошо, что в экспозиции есть городские сюжеты Ирины Перегородиной – зрителей тема родного города всегда трогает. Зацепили акварели Ильи Падчина, Алексея Гауфлера из Медвежьегорска.
Не похожи ни на чьи другие, да и на саму акварель даже, – экспрессивные, яркие, эмоциональные работы поэта и этнографа, а также и художника Вячеслава Агапитова из Марциальных Вод.
Вот такой добрый пост оставила одна из посетительниц музея у себя на страничке в соцсети после вернисажа: «Какой же замечательный у нас в Петрозаводске музей изобразительных искусств! Во время новогодних каникул сюда можно прийти всей семьей. Интересная выставка карельских художников «Онежская палитра», чудесная выставка кукол, выставка портрета из Русского музея, увлекательные мастер-классы. На площади перед музеем уже зажглась елка, и у посетителей музея по-настоящему праздничное настроение!»
Фото Ирины Ларионовой