Впечатления о новой выставке в хельсинкском музее современного искусства KIASMA
Хельсинки всегда притягателен. Для меня он из тех столичных городов, где не чувствуешь суеты. Мне нравятся местный дизайн, умение финнов отдавать дань традиции и в то же время быть современными. И каждый раз особое наслаждение получаю, бывая в музеях изобразительного искусства и просто гуляя по городу.
Непременно заглядываю в «Киасму». После ремонта там не была, поэтому с удовольствием отправилась на новую выставку ARS17, открывшуюся весной, которую можно будет увидеть вплоть до середины января следующего года.
Тема выставки современнее не придумаешь: глобальная цифровая революция и ее влияние на культуру, экономику, самосознание и поведение человека. Любопытно увидеть собственными глазами творчество ведущих современных художников третьего тысячелетия, участников международных биеннале в Венеции и Берлине, тех, кто прославился благодаря интернету. На ARS17 можно увидеть работы 35 художников из 13 стран, однако не все произведения демонстрируются в залах. Выставка включает серию нет-арта, ознакомиться с которой можно бесплатно с помощью смартфона или компьютера.
Экспозиция выставки не совсем обычная. Возможно, молодым, живущим в мире цифровых технологий, она покажется увлекательной, вроде оригинального путешествия, но у меня экспозиция вызвала ощущение безысходного разочарования. Я не отторгаю новое, хотя среди людей моего поколения есть те, кто ни разу принципиально не перешагнул порог этого музея.
Если бы не уникальное внутреннее пространство самого выставочного зала, созданного в 1998 году американским архитектором Стивеном Холлом, в котором просто приятно находиться, то осталось бы нехорошее послевкусие. Однако желающих посетить эту выставку немало, в субботний день с самого утра у входа в музей уже толпится народ, значит, интерес есть. Кстати, молодые люди до 18 лет имеют право свободного входа в «Киасму».
За цифровыми технологиями будущее, вернее даже, не будущее — уже сегодня они почти тотально влияют на нашу жизнь, культуру, искусство и в целом нашу реальность. Отмахнуться от этого невозможно, а потому есть желание знать, а что, собственно, происходит в мире современного искусства?
Расскажу лишь о некоторых запомнившихся экспонатах. Среди представленных авторов чего стоит нашумевшее имя молодого британского художника Эда Аткинса. Его представляли в Нью-Йорке, Токио, во многих музеях и галереях мира показывают его видеоинсталляции. Художника волнуют мрачные темы — смерть, болезнь, депрессия. Обычно он сопровождает свои видеоинсталляции музыкальными композициями. В «Киасме» представлено его видео под названием Robbins, которое без труда можно найти в интернете. Инсталляция демонстрируется в трех залах. В кадре обнаженный молодой мужчина пытается привлечь внимание пением и прямым обращением к зрителям.
«Аткинс размышляет о технологиях, об их стремлении стать частью реальности и встроиться в человеческие взаимоотношения, — поясняет кураторский текст. — Это произведение демонстрирует несостоятельность этих стремлений: для подлинного общения и сопереживания необходима настоящая близость».
Идея сама по себе понятна и даже близка. Ведь интернет и в самом деле, с одной стороны, объединяет, сближает, а с другой, мы отдаляемся друг от друга. Кому не знакома картинка, когда все члены семьи сидят у своих компьютеров. Но эпатажное видео лично у меня вызывает отторжение. Возможно, англоязычный зритель чувствует и понимает иначе, глубже, на него воздействует еще и текст песен за кадром, возможно, молодое поколение, для которых мир видео – родная стихия, считывает иные символы и знаки. Но мне эти образы кажутся как минимум странными.
В другом зале синхронно демонстрируется еще одно видео Аткинса — Сounting, которое, по словам художника, выступает «в роли метронома или эстетическим фоном для основной работы Robbins». А роль метронома выполняют отрубленные головы, которые как мячики скачут в кадре по лестнице. Образ, конечно, запоминающийся, ничего не скажешь. Почему-то в связи с этим вспоминаются изощренные чудовища Иеронима Босха. Интересно, как его мутантов воспринимали современники художника?
Финский художник Юха ван Инген (в соавторстве с Янне Сяркеля) создал GIF-анимацию под названием As Long As Possible («Насколько возможно долго»). На экране меняются цифры, кадр меняется через 10 минут, проект запрограммирован на тысячу лет! Зритель, очевидно, должен почувствовать течение времени, но становится просто скучно. Проект навеян известным перфомансом Джона Кейджа As Slow As Possible («Настолько медленно, насколько возможно»).
Новое американское пост-сетевое оффлайн искусство представляет на выставке очень успешный художник Арти Виркант. Он показывает лабиринтоподобную инсталляцию Material Support. Автор фотографирует свои предыдущие работы, обрабатывает их на компьютере, а потом эти фотографии становятся частью следующей экспозиции. По-моему, эти цветные лабиринты привносят в мрачный мир цифровых художников элемент легкости, радости и надежды на лучшее.
Работу визуального художника Андрея Богуша (родом из Санкт-Петербурга, психолог по образованию, уже 8 лет живет в Хельсинки, как сообщает интернет) нельзя не заметить в прямом смысле. Она занимает огромное пространство и называется «Предложение по размещению изображения (растянутое, штора)». Взяв картинку в интернете, художник напечатал ее на виниловой шторе. Автор показывает зрителю, насколько пиксельное изображение способно к модификациям. Каждая новая выставка тем и хороша, что пробуждает интерес и желание узнать больше о том или ином авторе. Посмотрев на просторах интернета фотографии Богуша, прочитав интервью с этим молодым автором, могу сказать, что мне любопытно то, что делает наш талантливый соотечественник.
Произведения Кати Новицковой из Эстонии «Потенциал Марса (рассвет)», «Потенциал света (несвернутый белок)», «Приближенное значение (геккон)» вызвали ассоциации, связанные с болью, страданием, страхом и тревогой. Полное чувство неприятия. Возможно, художники считают, что зритель, увидев и пережив подобные эмоции с помощью искусства, освобождается от них. Не знаю, почему авторы создают такие образы, что ими движет, для меня непостижимо.
Особенно запомнилась в экспозиции одна из инсталляций под названием «Захваченные». Это работа Юлии Варела из Испании. В белом пространстве зала на полу разбросаны черные изувеченные листы. Присмотревшись, понимаешь, что это использованные искореженные плазменные панели. Художницу интересуют формы выражения cоциального недовольства через неодушевленные предметы. Однажды, после видео, в котором игиловцы (ИГИЛ — запрещенная в России организация.- Ред.) вывешивали для пропаганды своих взглядов экраны прямо на улицах Мосула, автору пришла идея инствалляции. Кураторский текст поясняет концепцию автора: «Панели «захвачены» и сделаны непригодными для использования». Они мертвы и молчат. Эта работа проста для понимания, визуально емкая, врезается в память и вызывает отклик в душе.
Есть еще одна работа, которая на фоне всего остального пленила не только идеей, но и эстетикой исполнения. Автор из Швеции Нина Канелл представляет инсталляцию «Затихай, затихай». Посреди зала на кубах установлены куски кабеля и электропроводки, извлеченные из земли. Они почти невидимы, хрупки. И самый главный образ инсталляции – медная, почти невидимая ажурная сеть на белой стене. По словам куратора, провода формируют сеть из знаний, труда и капитала, и словно являются продолжением нервной системы человека. Они напоминают зрителю, что в мире беспроводного интернета все эти коммуникации – почти анахронизм. Автор сродни поэту, пытается проникнуть в тайну современных предметов, выявить их философию.
Хотелось бы отметить, что впечатлил архитектурный дизайн выставки, выполненный фирмой Sun Effects Oy.
Как сообщается на сайте музея, выставки ARS проводятся в Финляндии с 1961 года и представляют собой обзор современного искусства. В ней за это время приняло участие более 600 художников и творческих групп. Выставки посетили в общей сложности более миллиона человек.
Фото Ирины Ларионовой