Главное, Культура

Возвышенное и земное

Заключительный концерт фестиваля. Фото Михаила Горина
Заключительный концерт фестиваля

          

О заключительном концерте XIII Международного фестиваля искусств «Белые ночи Карелии»- 2017, посвященного памяти выдающегося дирижера современности Саулюса Сондецкиса

Исполнение произведений Вивальди стало своего рода откликом на первую программу Маэстро и закольцевало годы встреч с ним.

После вынужденного летнего перерыва последний концерт музыкального фестиваля «Белые ночи Карелии» состоялся только теперь, 15 ноября, в зале Национального театра. Акустически не очень удобное для программы концерта помещение театра, к счастью, не помешало провести задуманный вечер на привычно высоком уровне, присущем фестивальным событиям.

Художественный руководитель фестиваля Виктор Горин
Художественный руководитель фестиваля Виктор Горин

Для художественного руководителя фестиваля Виктора Горина, для исполнителей и тех слушателей, которые полюбили фестиваль за годы его существования, этот концерт был особенно важен, поскольку посвящался он памяти выдающегося дирижера современности народного артиста СССР Саулюса Сондецкиса, ушедшего из жизни 3 февраля 2016 года.

Карелия встретилась с дирижером на последнем этапе пути в ореоле его всемирной славы, увенчанного множеством престижных наград и званий. С ним считали за честь сотрудничать выдающиеся музыканты разных стран, композиторы посвящали ему свои произведения. Казалось бы, чем его мог привлечь Петрозаводск, работа с провинциальными оркестрантами, когда он стоял за пультом многих прославленных коллективов мира, руководил исполнением произведений самых разных жанров — от камерных до масштабных хоровых циклов, опер, балетов?

Но дело в том, что этот человек необыкновенно щедрой души прекрасно понимал миссию таланта, заключающуюся  прежде всего в том, чтобы отдавать полученное от природы, делиться с окружающими теми знаниями, которые приобрел долгой практикой. Сондецкис – уникальный педагог, и с оркестрантами он работал не как повелитель, которому должны все беспрекословно подчиняться, а как старший коллега, совет которого поможет музыканту справиться со сложностями партии. Он всегда защищал неудачника, объясняя его промахи сложностями инструмента. В Петрозаводск к очередному концерту дирижер приезжал не на одну-две репетиции, а на необходимое для подготовки время и работал очень тщательно. Даже просто присутствовать на репетиции и наблюдать за дирижером, прислушиваться к его советам доставляло радость, а оркестранты, внимая ему, преображались, ловя бесценные мгновенья.

Саулюс Сондецкис родился и начинал учиться музыке в Шауляе (Литва), занимаясь на скрипке. Продолжил образование в Вильнюсской консерватории как скрипач и как дирижер. В 1955 году он возглавил оркестр Школы имени М.К. Чюрлениса, с которым через годы завоевал золотую медаль на конкурсе молодежных оркестров Герберта фон Караяна (Берлин), а в 1960 году создал и возглавил Литовский камерный оркестр, ставший одним из ведущих камерных коллективов в СССР.

Далее множилось признание, росла слава в разных землях, — и не только как руководителя своего коллектива. Сондецкис вставал за пульт Берлинского филармонического оркестра, оркестра Радио Франции, руководил Национальным оркестром Бельгии, оркестрами  Лозанны, Торонто, Зальцбурга, академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. В 1989 году он возглавил камерный оркестр студентов Санкт-Петербургской консерватории «Санкт-Петербург Камерата», получивший в 1994 году статус оркестра Государственного Эрмитажа. Этот перечень свершений дирижера можно продолжать долго.

Маэстро Сондецкис на фестивале "Белые ночи Карелии"
Маэстро Сондецкис на фестивале «Белые ночи Карелии»-2012. Фото Натальи Мешковой

В Петрозаводск Сондецкис впервые приехал в 2005 году по приглашению художественного руководителя фестиваля «Белые ночи Карелии» Виктора Горина для участия в фестивале. Работа с карельскими музыкантами увенчалась большим творческим успехом, в их адрес дирижер произнес много добрых слов. С этого события и оркестранты и слушатели жили надеждой на последующие встречи. Еще пять раз мы имели счастье видеть и слышать Саулюса Сондецкиса. И каждый раз, начиная с первого концерта его программы открывали нам новые музыкальные горизонты, знакомя либо с не исполнявшимися в Карелии произведениями, либо существенно обновленными редакцией Маэстро.

Знакомясь с возможностями исполнительского искусства республики, Сондецкис постепенно расширял круг вовлеченных в орбиту фестиваля карельских исполнителей. Так в 2008 году в программе, целиком посвященной Моцарту, к исполнению хоровых сочинений любимого композитора, в частности «Реквиема»,  был привлечен академический хор Петрозаводской консерватории, руководимый Евгением Гурьевым.

Моцарт в исполнительской деятельности Сондецкиса занимал совершенно особое место. Он припадал к его гению постоянно, жил мыслями о нем, а в 2012 году  представил нам уникальную авторскую программу под названием «Возвышенное и земное: Моцарт. Письма». Композиция основана на письмах Моцарта, которые читает драматический актер: они перемежаются исполнением фрагментов различных произведений Моцарта для оркестра, хора, и фортепианных концертов. Кроме консерваторского хора в этой программе впервые принял участие студенческий камерный оркестр  Nord-West Studium под художественным руководством Эдуарда Зондерегера и первоклассные солисты – заслуженный артист России пианист Евгений Михайлов и лауреат международных конкурсов органист Константин Волостнов. Письма Моцарта читал актер «Творческой мастерской» Георгий Николаев.

О Моцарте до нас дошло множество легенд, в которых уже невозможно отличить правду от небылиц. Поэтому искренние мысли и чувства композитора, открывающиеся в письмах, – наиболее непосредственное и, наверное, единственное документальное свидетельство пережитого для тех, кто хочет приблизиться к истине. Саулюс Сондецкис, боготворивший композитора и через музыку познавший его душу, сумел создать композицию, которая стала глубоким потрясением для слушателей. Неслучайно жена Маэстро Сильвия Сондецких называла его Моцартом.

Последний приезд дирижера на «Белые ночи» (2013 год) был связан с исполнением Мессы си минор И.С. Баха, получившей в истории музыки название «Высокой». Месса  огромна и требует большого исполнительского состава, в связи с чем были задействованы и камерный оркестр Nord-West Studium, и филармонический симфонический, академический хор консерватории. Но Сондецкис позволил себе некоторые сокращения, сделав свою редакцию, из четырех солирующих голосов оставив только один. Для исполнения сольной партии была приглашена наша землячка, ныне солистка Санкт-Петербургского Мариинского театра Злата Булычева. Сделано все было столь мастерски, что произведение не утратило своей величественности, глубины и красоты.

В прошедшем 15 ноября концерте звучали два произведения Антонио Вивальди – «Магнификат» (RV 611) и «Глория» (RV 589). Их исполнил академический хор Петрозаводской консерватории и студенческий камерный оркестр. Руководивший коллективом без малого два десятилетия заслуженный артист Карелии Эдуард Зондерегер, к сожалению, завершил свою работу в Карелии, подготовив оркестр к выступлению. Он передал свои полномочия в данном случае Евгении Дыга, которая в свою очередь в последние годы стала художественным руководителем хора, сменив Евгения Гурьева.

Со стилем работы Дыга и ее творческим потенциалом Сондецкис был знаком по исполнению Мессы Баха, где она тогда выполняла хормейстерские обязанности. Наверняка дирижер был бы доволен результатом, ибо исполнение оказалось вполне достойным. Успех  программы был предсказуем, хоровые концерты всегда собирают зал. А в данном случае исполнение украсили и солистки Музыкального театра — лауреаты международных конкурсов сопрано Эльвина Муллина, Ольга Маслова и меццо-сопрано Евгения Гудкова. Партию клавесина исполнил заслуженный артист РК Александр Онькин.

Сочинения Вивальди были выбраны художественным руководителем фестивали Виктором Гориным для программы, посвященной памяти народного артиста СССР Саулюса Сондецкиса, не случайно: программу дебюта Маэстро в Петрозаводске  в 2005 году открывали три увертюры знаменитого итальянца. Нынешнее исполнение произведений Вивальди как бы стало откликом на первую программу Маэстро и закольцевало годы встреч с ним.

В этот вечер, как и во всех предыдущих концертах Сондецкиса в Карелии, в зале присутствовала его жена Сильвия Сондецкис, — она всегда сопровождала его в поездках. Ей, по собственному признанию, исполнение очень понравилось.

Сильвия Сондецкис (в центре) после концерта
Сильвия Сондецкис (в центре) после концерта

Сама Сильвия – талантливая виолончелистка, дарование которой рано открыл Саулюс, а затем настоял, чтобы она поехала учиться в Московскую консерваторию и непременно к Мстиславу Ростроповичу. С той поры связь с Ростроповичем не прерывалась. Она играла и в симфоническом оркестре, и в камерном, и там и там была концертмейстером. Выступала и как солистка. Сильвия – замечательный педагог, постоянно участвует в мастер-классах музыкальных вузов в разных городах и странах, куда ее неизменно приглашают. Воспользовались ее приездом и в нашей консерватории, где она выступила с методической темой и послушала студентов.

Сильвия  благодарна Виктору Михайловичу за приглашение и очень тронута хранимой в Карелии памятью о Сондецкисе. По-другому и быть не может, ибо дух человеческий полнится памятью о великих, в сонм которых вошел и этот незабываемый музыкант.

                                                          Фото Михаила Горина