Главное, Культура

Как пройти в библиотеку

Национальная библиотека РК. Фото Сергея Маркова
Национальная библиотека РК. Фото Сергея Маркова

Размышления читателя о перспективах обновленной Национальной библиотеки Карелии

…На экране ночь, улица, качающийся в порывах ветра фонарь. Острые снежинки рыщут в столбе света, выискивая, кого бы хлестнуть по лицу…

– Вы должны были в виде прохожего подойти к старухе и привлечь ее внимание простым, естественным вопросом. А вы что спросили?

– Как пройти в библиотеку…

– В три часа ночи?! Идиот!..

Эпизод из культовой советской кинокомедии с участием Георгия Вицина в наши дни уже не кажется таким уж комичным. И речь идет даже не о полюбившемся жителям Петрозаводска проекте «Библионочь». Вычитал в газете, что теперь каждый читатель обновленной Национальной библиотеки Карелии может заказать непосредственно у библиотекаря или на сайте НБ интересующую его книгу и в любое время суток получить ее при помощи автоматической системы бронирования. Точно так же, в круглосуточном режиме, можно самостоятельно сдать книги в автоматический терминал возврата. Получается, что ночной поход в библиотеку перестал быть поводом для насмешек? Надо бы проверить при случае.

Открытая после длительной и основательной реконструкции главная библиотека Карелии и в самом деле преобразилась, стала еще приветливее, светлее и краше. Впрочем, отправившись в обновленный книжный храм на следующий день после его открытия, я не строил иллюзий. Что там могло измениться радикально и по существу, думалось мне? Путь от дома до библиотеки и обратно однозначно короче не стал: тот же час времени, вычеркнутого из жизни. Банальным будет утверждение, что в наш век время ценится дороже денег, но так оно и есть.

 

Мы живем в эру клипового мышления: закрученная в тугую пружину динамика жизни, постоянная нехватка времени и стремление стать «успешным», то есть всюду успеть, – всё это заставляет читателя выбирать те информационные форматы, которые можно освоить на ходу и в быстром темпе. На этом фоне толстые тома, восседающие на полках библиотек, надо сказать, выглядят несколько старомодно.

 

Вот и абонемент. Пока вежливая и внимательная сотрудница оформляла две заказанные мною книги, с любопытством наблюдал, как под потолком по причудливо изогнутым рельсам деловито снуют диковинные книжные трамвайчики, в которых литература катается от книгохранилища к отделу обслуживания читателей и обратно.

Книжная железная дорога. Фото Ирины Ларионовой
Книжная железная дорога. Фото Ирины Ларионовой

Прохаживаясь между стеллажами в ожидании заказанной литературы, слушал в плеере аудиокнигу, вполне способную конкурировать с бумажными изданиями, и размышлял о том, что же в недалеком будущем станет с традиционной библиотекой, этим хранилищем накопленных человечеством знаний.

 

Чтобы выяснить подлинную роль и значение того или иного общественного явления, в некоторых случаях ученые рекомендуют провести простой мысленный эксперимент: нужно всего лишь представить, что данное явление бесследно исчезло из нашей жизни. К каким последствиям в системе общественных отношений это может привести, какие результаты породит?

 

Вообразите, что из нашей с вами действительности полностью исчезли традиционные бумажные библиотеки. А по адресу Петрозаводск, Пушкинская, дом 5 высится, к примеру, торгово-развлекательный комплекс «Пушкинский», один из этажей которого целиком занимает современный книжный гипермаркет. Раздобыть печатную продукцию можно будет только в торговой сети или в газетном киоске. За свои изрядно помятые, потом и кровью заработанные рубли.

 

Но нет причин для отчаяния: остаются еще в изобилии разбросанные по виртуальному пространству всемирной паутины электронные книжные ресурсы и базы данных, – как легальные, так и с пиратским душком. Не нужно быть специалистом, чтобы понять: бумажному книгоизданию трудно угнаться за возможностями, которые предоставляют современные информационные технологии. Дерзкие и вездесущие цифровые книги понемногу отвоевывают пространство, предназначенное для чтения. Неужели бумажная книга когда-нибудь станет диковинкой, на которую будут смотреть через музейное стекло?

 

А что произойдет с функциями библиотек, исчезнувших в рамках нашего мысленного эксперимента? В сетевом пространстве и в ходе проведения специализированных библиотечных форумов в последнее время много говорят и спорят о превращении библиотек в многофункциональные центры. Кто-то считает, что подобный подход выхолостит суть самой идеи, положенной в основание этого социального института. Другие не менее аргументированно доказывают, что только так и можно привлечь стремительно перетекающих в интернет читателей и тем самым вывести библиотеки из беспросветного кризиса. По сути, главная библиотека Карелии именно в такой центр постепенно и уверенно превращается, предлагая пользователям участие в целевых, творческих и обучающих проектах, организуя выставки и научно-практические конференции, встречи с интересными людьми – всего не перечислить. Когда социальный институт получает дополнительные функции, это почти всегда действительно повышает его общественную полезность и привлекательность в глазах пользователей.

 

В данном случае расширение возможностей, пожалуй, самый выгодный путь выхода из эволюционного тупика. Наткнувшись на барьер роста, любая система – и традиционная бумажная библиотека здесь не является исключением – может с успехом продолжить свое развитие, войдя в состав объединенной конструкции более высокого уровня. При этом развитие старой системы резко замедляется и даже прекращается, эволюция переходит на высшую ступень.

 

Лучше всего чувствуют себя обновленные системы, которые стали объединением «объектов», имеющих противоположные или альтернативные функции. Какова главная полезная функция библиотеки? Собирать, хранить и упорядочивать накопленные человечеством знания. А что считать функцией библиотеки, взятой с противоположным знаком? Затрудняюсь с ходу сказать. А если сформулировать «антифункцию» так: отсеивать те сведения, которые создают бесполезный информационный шум, засоряют сознание, не несут полезной нагрузки? Ведь одна из глобальных проблем нашей эпохи – выгребание информационного мусора, бессмысленное многочасовое перебирание которого крадет время, силы и деньги сотен миллионов людей.

 

Альтернативную систему для библиотеки отыскать довольно просто – она должна выполнять сходную функцию, но не имеет многих присущих исходной системе недостатков. В данном случае, очевидно, альтернативой будет электронная библиотека, хранилище оцифрованных книг-файлов. И в этом направлении «публичка» давно ведет большую и успешную работу, предоставляя читателям доступ к солидным и легальным электронным ресурсам – как к собственным, так и к сторонним.

 

Безусловной практической ценностью и неоспоримым достоинством Национальной библиотеки можно считать ее электронный каталог. Это незаменимый инструмент для тех, кто получает образование или всерьез занимается научной работой. Один из важнейших этапов проведения научного исследования или написания учебной работы – информационный поиск, подбор литературных источников по выбранной теме. Работа с «бумажным» каталогом, включающая просмотр полных библиографических описаний книг и выписки из карточек, может отнимать уйму времени. Только успевай переходить от одного деревянного ящичка к другому. Куда эффективнее поиск, который можно осуществить прямо на сайте библиотеки – не выходя из дома.

 

Много споров возникает, когда речь заходит о переводе обычных библиотек на самофинансирование, которое может происходить за счет предоставления читателям платных услуг. Не будем забывать, что по статистике чаще всего пользуются библиотеками наименее обеспеченные слои населения, те, кто не в состоянии регулярно покупать книги, газеты и журналы. К слову, и сама библиотека весьма ограничена в тех средствах, которые может тратить на обновление и пополнение своих книжных фондов, а также на сотрудничество со сторонними электронными базами данных. Поэтому она с радостью и признательностью примет от вас в дар книги. Не любые, конечно, а те, которые потенциально могут быть востребованы другими читателями.

 

Как-то завел разговор о будущем традиционных библиотек со своей знакомой, долгое время преподававшей экономику в техническом вузе. «К чему лукавить? – выразила она свою позицию. – Почти все спорные и обсуждаемые в публичном пространстве вопросы по работе старых добрых библиотек имеют ярко выраженную денежную окраску. Руководители и сотрудники книгохранилищ заинтересованы в сохранении и расширении числа рабочих мест, в увеличении финансирования. Государство озабочено тем, чтобы свое участие в финансовом обеспечении библиотек урезать до минимума; ведь есть, казалось бы, и более значимые социальные обязательства. Интерес читателей также простой и прозрачный: они желают по-прежнему иметь свободный и бесплатный доступ к печатным изданиям».

 

Я не столь категоричен в оценках: мне вспоминаются встречи с энтузиастами библиотечного дела, которые – вопреки далеко не самой высокой зарплате – полностью погружены в профессию и с нескрываемым удовольствием, не за страх, а за совесть выполняют свою просветительскую миссию.

 

Возвращаясь к мысленному эксперименту: не могу ответить за каждого пользователя «публички», но вот лично меня непременно коснутся последствия исчезновения классической библиотеки. Хотя и не так сильно, как иных постоянных читателей, поскольку появляюсь в публичке чаще всего тогда, когда не получилось отыскать в сети электронные аналоги бумажных книг и журналов. Работать с оцифрованной книгой не в пример удобнее: она практически не изнашивается, не занимает место на полке, всегда под рукой.

 

– Да вам просто не дано понять, –  возразит тот или иной искушенный читатель, – какая это радость: неспешно уместиться на уютном диванчике, взяв в руки бумажную книгу в приятном на ощупь переплете, вдохнуть острый аромат типографской краски, услышать таинственный шелест заветных страниц…

 

А вы не забыли о цене, которую платит цивилизация за возможность шелестеть страницами книг? Писатель-фантаст и автор теории решения изобретательских задач Генрих Альтшуллер, который последние годы жизни провел в Петрозаводске, как-то взялся прикинуть, каковы затраты ресурсов и труда на издание книжки среднего объема и тиража. Подсчет был весьма приблизительным, и все же он показал, что для этой цели нужно срубить и переработать примерно четыреста крупных деревьев. При этом понадобилось бы около суток работы первой атомной электростанции и более двух миллионов человеко-часов труда.

Если же перевести общие затраты в масштаб человеческого существования, то весь жизненный цикл книги обойдется в семь человеко-жизней. Семерых пушкинских богатырей нужно уморить напрочь, чтобы мертвая царевна ожила и смогла превратиться в красиво оформленную книжку в мягком переплете. И хорошо, если книжка та окажется достойной, а не откровенным мусором, которого в наши дни явно больше нормы. Аргумент, похоже, не в пользу бумажного книгоиздания. Не заставляет ли это задуматься над эффективностью сложившегося за столетия дедовского способа хранения знаний и опыта бесчисленных поколений наших предшественников?

 

Так сможет ли оцифрованная книга полностью вытеснить бумажную? Произойдет ли полное замещение традиционных библиотек разбросанными в виртуальном пространстве электронными базами данных и сетевыми книжными ресурсами? В обозримом будущем это вряд ли случится. Ведь не удалось же к настоящему времени виртуальным интернет-площадкам для просмотра фильмов серьезно потеснить привычные кинотеатры. Поэтому публичка с успехом сможет развиваться, предоставляя пользователям более широкий спектр возможностей и вбирая в себя новшества, присущие цифровой эпохе.

 

…Получал на абонементе заказанную литературу, лихо подкатившую на «трамвайчике» по замысловатому маршруту, и подумал: пожалуй, имеет смысл всё же переиначить вынесенный в заголовок вопрос о том, как пройти в библиотеку. Звучать он может так: «Как воплощенным в текстах знаниям найти прямой и короткий путь к человеку в стремительно меняющемся мире?».

 

Markov_S_MОб авторе. Сергей Михайлович Марков — 48 лет. Родился и вырос в Карелии. Окончил факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Долгое время жил в Санкт-Петербурге, работал в органах внутренних дел, в том числе психологом отдела кадров и преподавателем психологии. По окончании службы вернулся в Карелию. Работает в свободном режиме: сотрудничает с интернет-изданиями, пишет статьи по самой широкой тематике. Область особых интересов: теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), теория развития творческой личности (ТРТЛ). С 2010 года регулярно ведет свой блог «Каталог эффективных решений. ТРИЗ».