В художественной галерее «Дом куклы» открылась фотовыставка Владимира Ларионова «Поцелуй».
Согласитесь, название настраивает еще до знакомства с выставкой на лирико-романтический лад, тем более что всем надоела зима, мы ждем весны, а впереди, всего через несколько дней, – День влюбленных, ставший фактически еще одним национальным праздником в России.
В экспозиции представлены около 40 работ, цветных и черно-белых, с одним сюжетом – на них запечатлены только целующиеся люди.
Однако, автор выставки, известный в Карелии фотохудожник Владимир Ларионов, с первого же знакомства с экспозицией… нет, не разочаровывает от несбывшихся ожиданий увидеть возвышенную любовь, а скорее озадачивает и настраивает совсем на иной лад, далекий от романтики и лирики, хотя какие-то отдельные осколки их остались. Что делать, ну нет в героях его работ, а это в основном молодые люди, ни нежности, ни влюбленности, ни восхищения друг другом. Даже с помощью всемогущего фотошопа не сделаешь современную куклу Барби «чистейшей прелести чистейшим образцом».
Что же есть? Эпатаж, озорство даже с элементами хулиганства, протест, выраженный таким необычным образом, а порой даже отсутствие у героев снимков элементарной культуры. Символом этого я бы сочла диптих, который Ларионов сделал в Петрозаводске, судя по всему, весной: молодая пара, устроившись на толстой ветке старого дерева, попеременно то целуется, то… тянет из горла пиво.
Сам автор признался на вернисаже, что часть снимков постановочные. Правда, лично я не смогла найти различие между первыми и вторыми.
Что делать? Стремление к публичности – атрибут нашей сегодняшней жизни. Не знаю, с телеэкрана ли он вышел на улицы (вспомните, к примеру, скандально известную передачу «Дом») или наоборот? Судя по выставочным работам, автору не пришлось прятаться в кустах, за углом, а то и пользоваться скрытой камерой: от него никто не прячется и даже готов добровольно позировать.
Но выставка не стала и своеобразным обличением современных нравов, иначе она не была бы художественной. В улыбке, иногда иронии автор себе не отказывает. Как и не скрывает, что герои даже симпатичны ему. Хотя иногда возникает ощущение, что он и сам бывает озадачен. Кстати, судя по географии работ – Париж, Берлин, Венесуэла, Арабские Эмираты, Америка и т.д., даже Гондурас – явление это международное.
Долгое время Владимир Ларионов работал в петрозаводских газетах, а там от фотографов требуются прежде всего репортерские навыки и умение увидеть, оценить и сделать классное фото. На мой взгляд, в этой выставке он проявил себя не только как художник, но прежде всего как репортер, которому нравится снимать жизнь улицы, людей в разных ситуациях. И этим репортерским взглядом его новая выставка отличается от всех предыдущих, которых в его жизни были десятки, в том числе и международные (и столько же наград). Поэтому не позволяют ему мастерство, опыт, профессиональный и жизненный, репутация скатиться к псевдоромантическим картинкам, когда «красивше не бывает».
Выставка открылась в Петрозаводске в художественной галерее «Доме куклы» имени Татьяны Калининой. Но если поначалу название ее несколько вводит в заблуждение, то после знакомства не разочаровывает, впрочем, как и все предыдущие выставки этого мастера.
Фото с вернисажа Ирины Ларионовой, Валентины Чаженгиной и Владимира Григорьева