Главное, Образование, Школа и вуз

«Очковтирательство в образовании стало нормой»

Фото newsvo.ru

«Найти площадь комнаты размером 4 на 5 метров». Это не простенькая задачка для начальной школы — одно из заданий ЕГЭ по математике!

Изменить процедуру итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и запретить использовать результаты ЕГЭ для оценки качества знаний. С этой инициативой в Госдуме РФ выступил вчера  депутат карельского парламента Александр Меркушев.

Публикуем стенограмму его выступления с представлением законопроекта  «О внесении изменений в статьи 59 и 70 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации«, в результате  отклоненного Госдумой.

Александр Меркушев выступает в Госдуме
Александр Меркушев выступает в Госдуме

«По закону выпускная аттестация в школе ДОЛЖНА БЫТЬ и ДОЛЖНА ПРОХОДИТЬ в форме ЕГЭ. Но, по факту, ЕГЭ — это система имитации выпускных экзаменов, скрывающая их отсутствие. В этом состоит глубинное противоречие между законом «Об образовании» и реальностью. На устранение указанного противоречия и направлен наш законопроект.

По закону «Об образовании» государственная итоговая аттестация является обязательной (гл. 6, ст. 59, часть 3). Однако из 11 единых экзаменов обязательны только два: русский язык и математика. Остальные школьники сдают ПО ЖЕЛАНИЮ и, как правило, в том случае, если они нужны им для поступления в вуз. Поэтому эти экзамены ни по закону, ни по сути нельзя считать выпускными: это в чистом виде вступительные испытания. Доля выпускников, сдающих ЕГЭ по литературе, составляет 5%, по химии — 11%, по истории — 20%, по информатике — 8%, по физике — 22 % и т.д. Знания остальных школьников по этим предметам не контролируются никем и никак. Добавим, что результаты ЕГЭ не влияют и на оценки аттестата.

Между тем Минобрнауки продолжает утверждать, что все ЕГЭ — это выпускные и вступительные экзамены одновременно. Позиция министерства легко объяснима: какой бы ни была школа, выпускники все равно будут готовиться к вступительным экзаменам, и очень удобно выдавать их достижения за результаты своей работы.

Обязательные ЕГЭ. По математике для получения аттестата надо решить семь задач «базового уровня». Например:

1) Найти площадь комнаты размером 4 на 5 метров.

2) По графику месячной температуры определить день, когда она была максимальной.

3) 1 кг моркови стоит 20 р. Вы покупаете 2 кг моркови и платите 100 р. Сколько дадут сдачи?

4) Сложить дроби: 1/2+2/5.

и т. д.

Всего в базовом ЕГЭ 20 заданий, но больше половины — такие.

Порог по русскому языку такой же: он не выходит за пределы 5 класса.

Так можно ли считать эти тесты для начальной школы ГОСУДАРСТВЕННОЙ итоговой аттестацией за 11 класс?
Таким образом, правы те, кто утверждает, что выпускных экзаменов сегодня нет. Вместе с ЕГЭ и фактической отменой выпускных экзаменов в школу пришла свобода не учить и не учиться. К 11 классу (а бывает и раньше) ученики определяются с набором вступительных ЕГЭ, а остальные предметы игнорируют, встречая понимание учителей.

И как на это реагирует министерство? А оно стоит на тех же позициях. Недавно Д. Ливанов предложил проводить аттестацию по математике после 10 класса, чтобы «гуманитарии» не тратили время на этот предмет в 11-м, а готовились к своим ЕГЭ. Вот так: «не нужна математика для поступления – убираем!». Продолжая мысль, то же самое можно сделать с литературой, историей, химией и т.д. Похоже, что баллы ЕГЭ стали целью и смыслом образования не только для выпускников, но и для Министерства образования. Мы как-то забыли, что школа должна формировать общую культуру народа.

По нашему мнению, школа не должна работать без выпускных экзаменов, и их надо восстановить. Сделать это в рамках системы ЕГЭ не представляется возможным. Мы знаем, что есть планы введения обязательных единых экзаменов по истории, иностранному языку и т.д. Не следует идти этим путем. Уже есть опыт с русским языком и математикой.
Мы убеждены, что выпускные экзамены должны проводиться в традиционной форме по всем основным дисциплинам. И чтобы эта система не вырождалась, как в 90-е и нулевые годы, необходимо восстановить государственный и общественный контроль за проведением экзаменов со стороны органов управления образованием и родительских комитетов.

Технически вопрос восстановления выпускных экзаменов решается следующим образом. В переходный период, необходимый для перестройки школы, аттестация по русскому языку проводится по результатам выпускного сочинения (введено с прошлого учебного года по указанию президента), по математике — по итогам текущей успеваемости (как и сейчас по всем другим предметам). Обязательные выпускные ЕГЭ отменяются с текущего года, вступительные ЕГЭ проходят в прежнем формате, но вне рамок школьного образования.

Наш закон содержит предложение не оценивать школы по результатам ЕГЭ. Но как можно отделять работу учителя от результатов ВЫПУСКНОЙ аттестации? Широкая дискуссия по этой теме как раз и говорит о том, что ЕГЭ выпускным экзаменом не является, это всего лишь вступительные испытания. И только в этом случае справедливо не оценивать школы по ЕГЭ, поскольку школа — не подготовительное отделение вуза (протяженностью в 11 лет), а отдельный государственный институт.

Наши оппоненты утверждают, что «предлагаемые законопроектом изменения не будут обеспечивать единства подходов к оценке результатов освоения образовательной программы… Утрачивается механизм оценки уровня качества образования…» Так вот, выпускные экзамены предназначены не для «оценки качества образования»: на выходе оценивать уже поздно, недоученного выпускника в первый класс снова не посадишь. Выпускной экзамен призван ОБЕСПЕЧИВАТЬ качество обучения. Его основная цель — мотивировать учиться и учить. А кроме того — систематизировать знания. Эти важнейшие функции в настоящее время утрачены.

Так почему же министерство так упорно держится за единый экзамен?

Укажем одну из главных причин. Дело в том, что Рособрнадзор имеет возможность формировать «нужные» показатели ЕГЭ и последние два года широко этим пользуется. Можно менять уровень сложности заданий, критерии оценивания, шкалу пересчета результатов проверки (первичных баллов) в итоговую оценку. Подчеркнем: эта шкала всегда определяется ПОСЛЕ ЭКЗАМЕНА, чтобы его результаты выглядели должным образом.

Приведем примеры. Физика. Средний балл ЕГЭ вырос в текущем году на 5 с лишним пунктов. Достигнуто это за счет резкого упрощения заданий. И здесь все понятно: физика – профильный предмет для инженерных специальностей, текущий момент требует роста и, пожалуйста, — получите рост!

Математика (профильный уровень, для поступления). Там тоже рост, на 3 балла. Тоже более простые задания, но к тому же сильно «подправлена» шкала пересчета. Впервые за историю ЕГЭ сто баллов по математике давали при наличии грубых ошибок и даже нерешенных задач, но и при этом число стобалльников стало меньше, чем в прошлом году. Доля школьников, получивших первичные оценки от 17 и выше (из 34-х), уменьшилась по всем позициям. Уровень знания серьезной математики резко упал! (Это вызвано введением базового экзамена, на который переключилась массовая школа).

ЕГЭ — это инструмент, с помощью которого Минобр рисует обществу и власти нужную ему картину. Средние баллы ЕГЭ — это оценки, которые Минобр выставляет себе сам, а мы продолжаем воспринимать их как «объективные и независимые» показатели качества образования. Очковтирательство стало нормой. Законопроект позволяет покончить с этим.

Возврат традиционных выпускных экзаменов — это возврат школе и учителю доверия и ответственности. Мы доверяем школе самое дорогое — наших детей, и не доверяем ей принимать экзамены. ЕГЭ в нынешнем варианте — система тотального недоверия, порождающая безответственность».

 

Содокладчик по этому вопросу, заместитель председателя Комитета по образованию Ирина Мануйлова предложила отклонить законопроект. «Старая система экзаменов была слишком субъективна», — резюмировала она, выступая против отмены ЕГЭ.

На видео — выступление Александра Меркушева в Госдуме и обсуждение:

При голосовании инициатива Александра Меркушева не была поддержана. Хотя присутствовало около 450 депутатов, голосовали лишь 153 человека. Это всего 34%, законопроект не набрал необходимого количества голосов.

голосование.