В Карелии вновь грянул скандал в образовании – на этот раз со Специализированной школой искусств, где чиновники намерены закрыть начальные классы
«Школа должна жить!» – с тревогой пишут нам выпускники СШИ разных лет, в том числе лауреаты международных конкурсов – первая виолончель филармонического оркестра Сантьяго Ольга Лёвкина, концертмейстер Государственного академического камерного оркестра России под руководством Алексея Уткина Илья Мовчан, преподаватель Петрозаводской консерватории Александр Соловьев и многие другие.
Выпускники Специализированной школы искусств прославили республику далеко за ее пределами, многие признаны как профессионалы российского, а некоторые и мирового уровня, а те, кто избрали другую дорогу, не потерялись в жизни, стали первоклассными специалистами. Далеко не каждая специализированная школа может этим похвастаться! И это не голословное утверждение: такие данные по выпускникам есть у педагогов школы, которые работают в ней с момента ее открытия в 1986 году.
Однако чиновников от образования никакие аргументы не трогают, за редким исключением они относятся к Специализированной школе искусств как к нелюбимому ребёнку, ссылаясь при каждой реорганизации на нехватку средств. Кстати, почему сокращение расходов в министерстве начинают с детей, а не с себя?
«Оптимизация расходов бюджета…»
На днях мы стали свидетелями уже третьей попытки за последние семь лет оптимизировать Специализированную школу искусств, которая в разные годы называлась по-разному, но ее суть точно отражена именно в нынешнем наименовании: здесь дети получают предпрофессиональную подготовку в области музыки, живописи и хореографии.
В 2009 году школу, находившуюся тогда в ведении муниципалитета Петрозаводска, вознамерились сделать обычной общеобразовательной. Благодаря бурным протестам ее удалось отстоять, но в 2011 году управление образования города предприняло вторую попытку, потребовав кардинально сократить преподавание специальных художественных предметов. В письме начальника управления, а ныне и.о. мэра города Ирины Мирошник были знакомые слова об «оптимизации расходов бюджета…». Уникальная школа могла стать обычной общеобразовательной, с кружками по интересам.
Однако массовые протесты родителей, педагогов, бывших выпускников и представителей общественности, а также твердая позиция тогдашнего министра образования республики Ирины Кувшиновой помогли спасти школу. Ее не только сохранили, более того – взяли на республиканский уровень, и с 1 сентября 2011 года она получила статус республиканской Специализированной школы искусств. Свою роль, конечно, сыграла и принятая незадолго до того в стране государственная стратегия «Наша новая школа», в которой была четко обозначена линия на поддержку одаренных детей, поставлена задача открывать специализированные школы во всех регионах.
Как гром среди ясного неба уже в 2016-м, после новогодних каникул, начался новый виток борьбы за сохранение Специализированной школы искусств. Стало известно, что по решению учредителя – Министерства образования Карелии, которое возглавляет Александр Морозов, – с 2016 года прекращается прием в первые классы, то есть в ближайшие годы постепенно начальная школа прекратит существование. После протестов родителей, 63 ребенка которых уже учатся при СШИ в «Малышкиной школе» и готовятся стать первоклассниками, а также шума в СМИ чиновники объявили, что один первый класс они все-таки набрать позволят.
Татьяна Васильева: «Почему одаренный ребенок в математике – он с восьмого класса, а одаренный ребенок в танцах – с первого?»
То, что это временный компромисс, не скрывала заместитель министра образования Карелии Татьяна Васильева в ходе очень эмоционального общения с двумя педагогами школы, депутатами Законодательного собрания Галиной Васильевой и Виктором Позерном. Дискуссия проходила в стенах парламента республики после заседания профильного комитета, на котором группа депутатов заявила о недоверии министру образования Александру Морозову.
Замминистра в разговоре с нами высказала недовольство тем, что в школе мало детей из республики — 29 в 40-местном интернате (по мнению Виктора Позерна, не так и мало), тем, что в начальной школе учатся только дети-петрозаводчане. По ее словам, директор СШИ Елена Тюрева была проинформирована о том, что министерство планирует ликвидировать начальные классы, однако не довела этого до сведения педагогов. Татьяна Васильева заявила следующее, обращаясь к присутствующим в парламенте педагогам школы:
– Я думаю, что вы могли бы реализовывать свои программы, начиная с пятого класса. Почему одаренный ребенок в математике — он с восьмого класса, а одаренный ребенок в танцах – с первого? У нас 76 процентов детей Республики Карелия занимаются дополнительным образованием. Из них 39 процентов детей — это программы художественной эстетической направленности. У нас разветвлённейшая система муниципальных музыкальных, хоровых школ, школ искусств.
Галина Васильева, которая является не только депутатом ЗС, но и директором лицея №13, не выдержала:
– Да бросьте вы! Наши кружки – и их подготовка!
– Галина Васильевна, я говорю сейчас не о кружках в школе, а о музыкальных и хоровых школах, которые есть в каждом районе, — парировала Татьяна Васильева: — В Петрозаводске, например, четыре музыкальных школы, также есть художественная школа. В начальной школе ребенок живет дома, развивает свои способности в музыкальной или художественной школе. К пятому или восьмому классу он проявляет свои способности. К этому возрасту и родители уже будут готовы их отдать, где-то дети уже проявились, и потом они приходят в школу искусств, где для них созданы специальные условия. В 10-11 классе это образование уже отработано — это находка школы. Дети уже занимаются на программах консерваторских.
Галина Васильева поразилась:
– Но вы сейчас полностью меняете работу школы, систему!
Почти час продолжалась полемика с замминистра образования. Если Галине Васильевой и Виктору Позерну понятно, почему в специализированных школах искусств надо начинать обучение с 1 класса, а не с 5-го, то заместитель министра образования Татьяна Васильева этого действительно не понимает.
Учеба, которая должна начинаться в коротких штанишках
Мы собрали мнения, аргументы по поводу раннего обучения детей искусству у тех, кто может об этом судить со знанием дела, кто сам профессионально занимается искусством.
Александр Соколов, министр культуры РФ (2004 – 2008), ректор Московской консерватории: «Музыкальное образование — особенно сложный процесс. Здесь мы имеем уникальный случай профессиональной учебы, которая должна начинаться в коротких штанишках. Учить музыке надо начинать не позднее 4-5-летнего возраста: тогда происходит первичная селекция, на основе которой и растят будущего профессионала, передавая его из рук в руки: школа – училище – вуз. Есть и особый путь через школы-десятилетки при консерватории, где к порогу вуза музыкант приходит почти готовым профессионалом, а часто и лауреатом. В этом принципиальная разница между подготовкой музыканта и, допустим, инженера. Если абитуриенты большинства вузов до последних месяцев колеблются, выбирая профессию, то здесь судьба определена с детства».
Мария Гайдук, исследователь феномена школы-десятилетки при Санкт-Петербургской консерватории: «В ней преподавали не просто учителя музыки. Ведущие профессора консерватории имели свой класс в школе-десятилетке, и не просто учеников, но целую творческую мастерскую. Нередко, желая воспитать единое музыкальное мироощущение, привить свою школу исполнительского мастерства, они вели своих учеников от школы до окончания консерватории на протяжении всего их обучения».
Ольга Левкина, выпускница нашей Специализированной школы искусств 2002 года, выпускница Санкт-Петербургской консерватории, первая виолончель филармонического оркестра Сантьяго (Чили): –Я с удивлением узнала о том, что в школе искусств отменен набор детей в первый класс. Ведь чем раньше начинается музыкальное образование, а именно с 1 класса школы искусств, тем больше шансов у ребенка развить все основные музыкальные способности, вкус, а также поднять общий культурный уровень ребенка и тем лучших результатов можно добиться. Постановка рук, развитие мелкой пальцевой моторики – скрупулезное и трудное занятие. Лишь дальновидные педагоги умеют делать это, именно такие есть в СШИ, которые ведут обучение с 1 по 11 класс. Решение о том, чтобы прекратить набор первоклассников, вызывает тревогу за дальнейшую судьбу нашей школы.
Анастасия Шехирина, выпускница СШИ 2002 года, кандидат искусствоведения: – Поступая в школу искусств в далеких 90-х, окончив ее 14 лет назад, не думала, что придется доказывать, почему нельзя закрывать первые классы в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля. Действительно, зачем детям с 6-7 лет начинать обучаться на инструменте, когда именно в этом возрасте развиваются музыкальные способности, музыкальный слух и постановка рук? И что в дальнейшем данная неправильная база выльется в отказ ребенка заниматься, потому что неудобно, не получается и поэтому не интересно.
Председатель СТД РК, народный артист Карелии Алексей Пресняков и заслуженная артистка России и Карелии, лауреат Госпремии России, кандидат искусствоведения Наталья Гальцина:
«Только раннее начало воспитания и обучения художественным специальностям может привести к весомым результатам. А аргумент, что школа дублирует обучение в других музыкальных и художественных школах, не выдерживает никакой критики. В школе работают высокопрофессиональные педагоги разных профилей, чья миссия – сохранить особую, основанную на классическом и народном искусстве воспитательную среду в школе и бережно вырастить юные таланты – будущую культурную и интеллектуальную элиту нашей республики».
Виктория Зорина, известный карельский художник, в прошлом педагог СШИ: – Малышам легче помочь с профессиональными навыками рисования, мудрый педагог поможет маленькому человеку выразить свои мысли и создать привычку эти свои мысли иметь. Много наших выпускников нашли себя в профессии. Игорь Фролов, известный в России и за ее пределами художник по стеклу, имеет в Петербурге свою стеклодувную мастерскую. Павел Дейнеко – научный сотрудник Эрмитажа, написал свой курс лекций, с которыми его приглашают выступать в России и за рубежом. Недавно Эдик Винярский и Антон Телин получили диплом первой степени на профессиональной выставке дизайна «Модулор» в Санкт-Петербурге. Майя Савчук прекрасно занимается искусством с маленькими детьми. Успешными художниками стали Василий Зорин, Анна Мальченко, Никита Моисеев – да всех и не перечислить.
Достояние республики
В добавление к уже названным можно привести немало имен выпускников школы, добившихся серьезных успехов в искусстве. В Мариинском театре танцуют балерины Екатерина Красюк и Злата Ялинич, Арина Шустова окончила Академию культуры в Санкт-Петербурге, работает в Ансамбле танца. Баянист Егор Ермолаев стал победителем многих российских и международных конкурсов. В Петрозаводской консерватории преподает Надежда Михайлова (Гречишникова). В театре драмы РК «Творческая мастерская» служат актрисами выпускницы школы Дарина Шарпило и Евгения Филькина (Верещагина). В ансамбле «Кантеле» работают Татьяна Тойкка, Наталья Пилина, Карина Лозинская, заслуженная артистка Карелии Татьяна Папулова.
Тая Балабанова и Мария Прохорова преподают в Финляндии. Андрей Цвибель поет в Новой Тель-Авивской опере (Израиль). Продолжают обучение в зарубежных вузах скрипач Эдуард Зондерегер, пианист Александр Зондерегер, кларнетист Евгений Зубков. В Китае работает и концертирует пианист Евгений Распутин, среди его учеников есть лауреаты международных конкурсов.
Два коллектива школы имеют звание образцовых детских коллективов России – ансамбль народной музыки «Sarastus» и хореографический коллектив «Театр танца Дивертисмент». Многие помнят 90-е годы и начало 2000-тысячных, когда одну вершину за другой брал Камерный оркестр школы искусств, ставший лауреатом Международного конкурса имени Евгения Мравинского в Санкт-Петербурге.
Обращения к Главе Карелии
Коллектив педагогов СШИ на этой неделе направил письмо Главе РК Александру Худилайнену, проинформировав его о том, что в школе реализуются восьмилетние программы (с 6,5 лет), обеспечивающие выявление одаренных детей в области музыкального, художественного и хореографического искусства в раннем детском возрасте, что в школе работают преподаватели Петрозаводской государственной консерватории имени Глазунова, ведущие артисты симфонического оркестра Карельской государственной филармонии, что отсутствие начальной ступени обучения приведет к снижению уровня подготовки выпускников, падению исполнительского уровня будущих музыкантов. Они считают, что талантливые дети из республики, на которых ориентирована школа, должны попадать в уже сформированную образовательную среду сверстников, демонстрирующих навыки более высокого уровня, чем это возможно достичь в отдалённых сёлах и городах Карелии. Малочисленность контингента школы, пишут педагоги, не позволит в будущем сформировать творческие детские коллективы: оркестры, ансамбли, а это краеугольный камень в обучении будущих оркестрантов.
Педагоги напоминают первому лицу республики, что в соответствии с федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» решения о реорганизации учреждения нужно принимать после проведения общественного обсуждения, на заседании органа коллегиального управления образовательных организаций, советов родителей несовершеннолетних детей.
Письмо заканчивается просьбой «найти возможность сохранения в школе 1-4 классов. Девять специализированных школ России отвоевали себе такое право. В Карелии должна быть десятая».
Комитет по образованию, культуре, спорту и делам молодежи Законодательного собрания РК ранее направил запрос Главе РК Александру Худилайнену, в котором напоминает, что президентом было дано следующее поручение правительству РФ: «Принять меры, направленные на сохранение в общеобразовательных организациях при внедрении новых образовательных стандартов системы непрерывного (с 1-го по 11-й класс) профессионального образования в сфере искусств».
Депутаты обратились к Александру Худилайнену с просьбой поручить Министерству образования Республики Карелия рассмотреть вопрос о наборе в Специализированную школу искусств на 2016-2017 учебный год не менее двух первых классов, как это и было в 2015-2016 учебном году. Запрос планируется рассмотреть на очередном заседании Законодательного Собрания 28 января.
«Лицей» продолжает следить за развитием ситуации вокруг Специализированной школы искусств.
Фото Марии Голубевой