Главное, Образование, Учитель

Там, где есть творец, нет серости

Фрадковские чтения. Фото Марии Голубевой

В этом был убежден выдающийся карельский педагог Исаак Фрадков, в своих начинаниях особую роль  отводивший молодым учителям. Поэтому неслучайно  Фрадковские педагогические чтения с самого начала были задуманы как республиканская конференция для молодых педагогов, которые не боятся дерзать. В минувшую пятницу чтения провели в седьмой раз.

На этот раз Фрадковские чтения собрали около 80 молодых педагогов республики. Прошли они в петрозаводском Державинском лицее, к созданию которого имел отношение Исаак Самойлович. Открывая чтения, министр образования Карелии Александр Морозов посоветовал читать Фрадкова: «Он создал авторскую школу в те годы, когда и понятия такого не существовало. Многое из того, к чему приходит образование, было попробовано в 9-й школе».

В 60-е оттепельные годы школа работала по экспериментальному плану трудового обучения и профориентации. Здесь были созданы классы программистов-вычислителей, велись уроки машиноведения и электротехники, ручного труда. Ученики имели свои цеха на тракторном заводе и швейной фабрике, ремонтном заводе, изготавливали шахматы, шашки, работали в магазине. Ребята получали зарплату, 10-15 процентов от которой шло в фонд школы. 9-я школа имела ежегодный доход до 50 тысяч рублей – огромные по тем временам деньги. Школа была лидером в самоуправлении: старшеклассники входили в педсовет – ни одно решение не принималось без их участия, создали молодежный боевой отряд, который следил за порядком не только в школе, но и в районе.

Всех новаций не перечислить! Школа гремела на всю страну, о любви учеников к ней говорит такой факт: один из выпускников Владилен Ракушин, давно живущий и работающий в Москве, издал за свой счет книгу о 9-й школе. Есть в ней и глава одного из самых известных выпускников – Валерия Хилтунена, с говорящим названием «9 школа – любовь моя». Владилен Ракушин стал гостем седьмых чтений, как и ученый-химик Владимир Лененко: коренной москвич, он хорошо знаком со многими выпускниками знаменитой школы.

Исаак Самойлович Фрадков был инициатором многих уникальных проектов и после вынужденного ухода из 9-й школы, в 70-е — 90-е годы. Последний, неосуществленный, — школа для трудных подростков. Фрадков всегда почитал Макаренко, с которым работал его отец. Воспитание личности — главная тема седьмых Фрадковских чтений.

По общему мнению, событием стало выступление «Противоречия как инструмент воспитания» доцента кафедры развития образования АПКиППРО, кандидата педнаук Аллы Нестеренко, даже прозвучало: «Браво!». К сожалению, Алле Александровне нечего было ответить на вопрос: «А где вас можно послушать?». Уникальный специалист по ТРИЗ-педагогике, Нестеренко сегодня больше, чем в родной Карелии, востребована в других регионах России, за границей. Как это напоминает мне отношение к Фрадкову бонз от образования при его жизни…

Еще одним событием чтений стала демонстрация недавно найденного документального фильма об Исааке Самойловиче Фрадкове «Человек, обогнавший время», снятого в 70-е годы Леонидом Хорошем. Леонид Юрьевич Хорош, замечательный педагог, в свое время подготовил для «Лицея» цикл публикаций о выдающихся зарубежных и российских педагогах и выпустил их потом отдельными брошюрами, тиражом 20 экземпляров. Надо ли говорить, что их теперь днем с огнем не сыщешь? Валентина Хорош сказала на чтениях о том, о чем мы думаем  все годы после ухода Леонида Юрьевича из жизни: надо наконец эти работы издать отдельной книгой.

На секционных заседаниях, мастер-классах молодые учителя рассказывали о своих наработках. Многим явно не хватает опытных наставников, хотя радует, что все в постоянном поиске, ищут новые формы, не боятся экспериментировать.

Учитель 9-й петрозаводской школы, носящей имя Фрадкова, Сергей Невский назвал мастер-класс северорусской загадкой — «Курица на курице, а хохол на улице», заинтриговав, что разгадка будет в конце. Знакомясь с тем, как назывались части традиционного северорусского дома, участники мастер-класса штриховали и писали на выданном каждому рисунке дома: «зуб» (угол дома), «стопа» (сруб избы), «налобник» (фронтон дома)… Дорисовав дом и узнав, что в некоторых местах в старину  дома ставили на пнях  — «курицах», пришли к отгадке.  «Курица на курице, а хохол на улице» — это, оказывается, изба.  Сергей Невский назвал свой проект по изучению со своими учениками говоров Карелии «Диалектный словарь школьника» и материализовал его в виде маленькой книжицы, которую мы подержали в руках.

 

Провели Фрадковские чтения Минобразования Карелии, Карельский институт развития образования и Центр развития образования Петрозаводка. Поразил гостеприимством Державинский лицей. Всё было организовано четко, сам лицей порадовал уютом, чистотой, благожелательным отношением к гостям. Очень понравились музейно-образовательный комплекс лицея, с которым познакомили участников чтений, и лицейский театр, показавший «Сцены из школьной жизни» Жванецкого. Зал стонал от восторга! Ученики блистательно перевоплотились в директора школы и молодую учительницу, а педагоги органично, без швов, сыграли нерадивого ученика и его старшего брата. В этом приблатненном парне я не узнала всегда подтянутого, выдержанного Владимира Станиславовича Яговзика, замдиректора Державинского лицея, неизменного помощника Надежды Дмитриевны Максимовой и Людмилы Исааковны Фрадковой в подготовке чтений. Подумалось: если ученики и учителя могут понять друг друга, посмеяться, значит, наша школа не безнадежна, как иногда кажется.

Фрадковские чтения проводятся с 2004 года.  Немало ярких выступлений слышали мы  за эти годы. Известно, что у одних его участников сложилась яркая профессиональная судьба — как у учителя математики Державинского лицея Алексея Доронина, ставшего лауреатом российского учительского конкурса. Некоторые же исчезли из поля зрения. Что случилось: ушли из школы, опустили крылья или погрязли в бумажной рутине? Видимо, пора выходить на новый виток в проведении чтений, создать систему, позволяющую выстраивать траекторию развития молодого учителя, через институт наставничества быть с ним постоянно на связи. Следующие Фрадковские чтения состоятся через два года, а время мчится стремительно!

Фрадковские чтения. Фото Марии Голубевой

Министр образования Карелии Александр Морозов призвал молодых учителей читать Фрадкова
Министр образования Карелии Александр Морозов призвал молодых учителей читать Фрадкова
Директора Державинского лицея Раису Сергееву когда-то Исаак Фрадков принимал в первый класс...
Директора Державинского лицея Раису Сергееву когда-то Исаак Фрадков принимал в первый класс…
Участники чтений смотрят фильм о Фрадкове "Человек, обогнавший время"
Участники чтений смотрят фильм о Фрадкове «Человек, обогнавший время»
Валентина Хорош предложила издать отдельной книгой серию работ Леонида Хороша "Человек в педагогике"
Валентина Хорош предложила издать отдельной книгой серию работ Леонида Хороша «Человек в педагогике»
Событием чтений стало выступление «Противоречия как инструмент воспитания» Аллы Нестеренко. Фото Натальи Васильевой
Событием чтений стало выступление «Противоречия как инструмент воспитания» Аллы Нестеренко. Фото Натальи Васильевой
Владилен Ракушин. Фото Марии Голубевой
Справа — выпускник 9-й школы, давно живущий в Москве Владилен Ракушин, издавший за свой счет книгу «9 школа»
Автор идеи чтений, кандидат биологических наук Людмила Фрадкова с книгой "9 школа"
Автор идеи чтений, кандидат биологических наук Людмила Фрадкова с книгой «9 школа»
Проректор ПетрГУ Сергей Гриппа (слева) и гость из Москвы, ученый-химик Владимир Лененко
Проректор ПетрГУ Сергей Гриппа (слева) и гость из Москвы, ученый-химик Владимир Лененко

Фрадковские чтения. Фото Марии Голубевой

Фрадковские чтения. Фото Марии Голубевой

Сергей Невский, учитель русского языка и литературы 9-й школы, на мастер-классе рассказал о работе  с учениками над диалектным словарем школьника
Сергей Невский, учитель русского языка и литературы 9-й школы, на мастер-классе «Курица на курице, а хохол на улице» рассказал о работе с учениками над диалектным словарем школьника
Оксана Галашова, учитель словесности Университетского лицея, выступила на чтениях дважды
Оксана Галашова, учитель словесности Университетского лицея, выступила на чтениях дважды
Галина Никишина и Алена Вяриева, учителя Державинского лицея, разработали игру по литературе для девятиклассников, создав флэш-приложение
Галина Никишина и Алена Вяриева, учителя Державинского лицея, разработали игру по литературе для девятиклассников, создав флэш-приложение
В Музее Державинского лицея собраны подлинные предметы, здесь проводят уроки
В Музее Державинского лицея собраны подлинные предметы, здесь проводят уроки
Лицеист Илья Шушаков прводит экскурсию по картинной галерее Державинского лицея
Лицеист Илья Шушаков прводит экскурсию по картинной галерее «Карельская палитра» Державинского лицея
"Сцены из школьной жизни". В роли директора и молодой учительницы математики - ученики Державинского лицея
«Сцены из школьной жизни». В роли директора и молодой учительницы математики — ученики Державинского лицея
В роди нерадивого ученика и его старшего брата - педагоги Державинского лицея
В роди нерадивого ученика и его старшего брата — педагоги Державинского лицея

Фото Марии Голубевой и автора