дополнительное образование, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник)

Древний сосуд своими руками

Занятие по реконструкции древнего керамического сосуда
Занятие по реконструкции древнего керамического сосуда

Занятия керамикой не только развивают мелкую моторику и художественный вкус, но и позволяют заглянуть в глубины истории родного края. О том, как совместить керамику и краеведение,  рассказывает педагог Ксения Ивановна Кошкарова.

 

Керамика — один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Основанное на глубоких художественных традициях это народное искусство входит в жизнь и культуру народа, развивает и воспитывает чуткое отношение к прекрасному, пробуждает интерес к культуре родного края. Обработанные материалы по древней карельской керамике можно использовать в работе с детьми. В процессе работы происходит знакомство с историей развития гончарного промысла на территории Карелии, а рисунки (развертки) керамических сосудов можно брать за основу будущих керамических плакеток и панно.

В этой статье мы дадим материал, который поможет педагогу организовать занятие по реконструкции древнего керамического сосуда. В первой части опишем историю возникновения этих изделий на территории Карелии, а во второй технологию создания сосуда, используемую в работе со школьниками.

 

Керамика на территории Карелии. Материал для беседы с детьми

Рис. 1. Неолитические сосуды, украшенные ямочно-гребенчатым орнаментом
Рис. 1. Неолитические сосуды, украшенные ямочно-гребенчатым орнаментом

В Карелии издавна жили мастера, владевшие своеобразными приемами лепки и росписи керамических изделий, живописного и скульптурного декорирования. Старинная технология отрабатывалась многими поколениями народных мастеров.

Изучение древней керамики, проведенное учеными, показало, что основой изобразительного творчества населения Карелии являются наскальные рисунки и орнаменты на глиняных сосудах. Мастера сплетали элементы орнамента на древних керамических сосудах в сложный и нарядный рисунок.

Рис.2. Неолитические сосуды культуры спирринге. Поселение Тудозеро V
Рис.2. Неолитические сосуды культуры спирринге. Поселение Тудозеро V

Изобретение керамики явилось важнейшим открытием каменного века. Люди научились изготовлять керамику примерно в середине V тыс. до н.э. Керамика является главным отличительным признаком неолита – последней археологической эпохи каменного века. На территории Карелии найдены керамические сосуды с геометрическим орнаментом, созданные в IV тыс. до н.э.

Первые глиняные горшки были грубыми, плохо обожженными, простыми по форме и представляли собой сосуды округлой или продолговатой формы с яйцевидным или заостренным дном и расширяющимися кверху стенками. Позднее стали появляться сосуды с плоскими днищами.

Рис. 3. Фрагменты Каргопольского сосуда
Рис. 3. Фрагменты Каргопольского сосуда

Изготавливалась посуда путем накладывания друг на друга свернутых в кольцо жгутов сырой глины, потом сушилась на солнце или обжигалась на огне. К глине добавлялись песок, асбест, слюда и различные органические материалы, например, птичий пух. Цель добавления этих примесей в керамическую массу состояла в предельно возможном уменьшении усадки при обжиге и сушке и придании крепости стенкам сосуда.

Рис. 4. Фрагменты с многорядным линейным зигзагом
Рис. 4. Фрагменты с многорядным линейным зигзагом

Древние горшки достигали значительных размеров и могли вмещать до 40 литров жидкости. В самом начале глиняная посуда использовалась для хранения сухих продуктов. Позже в ней стали варить пищу. Сосуды делали из хорошо замешанной глины с добавлением мелкого речного песка. Тонкие стенки сосуда тщательно разглажены и сплошь покрыты орнаментом из чередующихся рядов гребенчатых оттисков и ямочных вдавлений (рис.1, 2, 3, 4), которые не только украшали изделие, но и увеличивали площадь обжига, за счет чего посуда получалась более прочной.

Сосуды изготовлялись двумя способами: подлепом и стыковкой глиняных лент (вокруг небольшого куска глины – днища сосуда – накручивалась по спирали лента). На реставрированных сосудах можно увидеть, что орнамент наносился на чашу, поставленную кверху дном. Очевидно, мастер представлял всю орнаментальную композицию еще до того, как она наносилась на сосуд. Среди различных узоров особый интерес вызывают фрагменты с изображением водоплавающих птиц, выполненные мелкими округлыми вдавлениями (рис.4).

Мотивы орнамента в виде водоплавающей птицы известны в Карелии, Финляндии. Вероятно, само изображение птицы связано с существованием у северных племен культа перелетных птиц, что нашло отражение и в эпосе «Калевала», где повествуется о происхождении вселенной из яйца утки.

Рис. 5. Изображение "мирового дерева"
Рис. 5. Изображение «мирового дерева»

В древнейших мифах самым популярным является образ мирового дерева. В изобразительном искусстве Южной Карелии сохранились мотивы, где дерево напоминает стилизованные женские фигуры с ветками, похожими на воздетые к небу руки. О древности существования этого мифа говорит фрагмент на глиняном сосуде из поселения Пегрема II, которое существовало в конце IV-начале III тыс. до н.э. (т.е. возраст его составляет 5 тыс. лет) (рис. 5).

Рассматривая композиции на древних керамических сосудах, можно заметить, что элементы орнамента подбирались не случайно, а распределялись для создания определенного узора. Чередуя элементы, мастер создавал сложный, интересный рисунок.

Попробуем и мы повторить работу древнего мастера.

 

Технология реконструкции керамического сосуда

Используем пластическую технику лепки.  Приемы – вытягивание, сминание, процарапывание, вдавливание.

Для изготовления изделия необходимо сырье – пластичная глина, которая не должна приставать к рукам и не давать трещины по объему изделия. Специально обработанную и подготовленную к работе глину можно приобрести в художественных салонах.

Изготовление керамического сосуда состоит из следующих этапов:

Рис. 8 - 101. Небольшое количество глины размять, завернув ее в полиэтилен и отбить деревянным вальком.

2. Приготовить кусок глины такого размера, чтобы он умещался в почти закрытой ладони; промять ее, придавая эластичность и очищая от различных включений (рис. 6).

3. Комок глины раскатать между ладонями в цилиндр диаметром 40 мм и длиной 100 мм (рис. 7).

Рис. 11-134. От жгута отщипывать небольшие кусочки и раскатывать ленту, толщиной 2-3 мм и длиной 100 мм (рис.8).

5. Разминаем небольшой комочек глины, лепим диск диаметром 20-30 мм и толщиной 5 мм для дна сосуда (рис. 9).

6. На готовое дно наносим шликер кистью и прилепляем ленту по окружности дна (рис. 10).

7. Наращиваем высоту сосуда при помощи глиняной ленты (рис.11).

8. Наносим орнамент при помощи инструментов и приспособлений (рис. 12, 13).

Рис. 14. Инструменты для создания сосуд
Рис. 14. Инструменты для создания сосуда

9. Зачистка и сушка изделия. Вылепленный сосуд тщательно высушить при комнатной температуре. При сушке изделие значительно уменьшится в объеме и размере. Это свойство глины называется воздушной усадкой.

10. Обжиг изделия. Просушенное изделие для обжига поместить в муфельную печь.

Изделие готово — частица древней Карелии в нашем доме.

 

Об авторе: Кошкарова Ксения Ивановна, педагог ГБУ РЦРТД и Ю «Ровесник».

Родители, чьи дети не попали в студию керамики центра «Ровесник», могут обратиться в   в детский центр «Три кита» на ул.Володарского или  детский клуб «Олимп» на ул.Репникова, 3, где производится набор в платные группы по отделению «Художественная керамика»(лепка из глины,пластики,соленого теста). .  Справки по тел.8953-539-7287.