«Идеальная среда для развития фашизма! Мне это очень знакомо – я сама из маленького поселка. В таких местах всегда найдется пара лидеров, которые с удовольствием берут на себя роли богов».
В нашем еженедельном опросе участвует одна из самых многообещающих молодых актрис Петрозаводска. С Лерой, как рассказывают, всегда интересно поговорить о новом фильме, да и вообще о кино. И вот ее список:
1. «Догвилль», режиссер Ларс фон Триер
«Догвилль» – это первый фильм, который я посмотрела в кинотеатре. Дело было в Санкт-Петербурге, в кинотеатре «Аврора». Вышла из кино в состоянии оцепенения. Неделю не могла прийти в себя. На мой взгляд, фильм о процессе постепенного, незаметного оскотинивания людей, о страхе, как о доминантной ноте в общем аккорде морального разложения. Обычный, неплохой вроде бы человек настолько боится быть не принятым обществом, что этот страх превращает его в животное. Все действие фильма происходит в лаконичном и очень условном пространстве – такая маленькая деревенька, в которой все всё знают, всё у всех на виду. Идеальная среда для развития фашизма! Мне это очень знакомо – я сама из маленького поселка. В таких местах всегда найдется пара лидеров, которые с удовольствием берут на себя роли богов. И когда в таком местечке появляется новый человек, который сделан из другого теста, когда в этой «консерве» заводится что-то живое, оно, естественно, воспринимается как нечто чужеродное, требующее уничтожения…
2. «Пролетая над гнездом кукушки», режиссер Милош Форман
Если в «Догвилле» есть бескомпромиссное деление на черное-белое, то в этом фильме у зла есть четкая и логичная аргументация, принятая на законодательном уровне, а не в шарашкиной конторе. Квинтэссенция этого зла – сестра Милдред Рэтчед – носитель своей идеологии и правды, которая при более человечной реализации вполне могла бы иметь место. Принципы же Макмерфи (кстати, далеко не самого примерного борца за идеи свободы и человечности) носят природный характер, не склеенный из общественных норм и правил. Именно это свойство, как мне кажется, наделяет героя Николсона той потрясающей отвагой и органикой, которую способны воспринять даже умственно неполноценные люди. Никто бы за Макмерфи не пошел, не будь за ним этой неуёмной веры. Макмерфи и Рэтчед – носители полярных идей. Их конфликт вечен и в итоге смертелен для одного из них.
3.«Поворот», режиссер Оливер Стоун
Пожалуй, это один из самых стильных фильмов, которые я видела. Сюжет закручен вокруг того, что главный герой, поставленный на кровавый счетчик, пытается вернуть деньги мафии. Думаю, этот фильм о силе случая и в то же время – про фатализм. Как бы отчаянно ты ни греб, если твое течение поперек, тебя все равно будет сносить в другую сторону. И еще «Поворот» про тотальную человеческую тугоухость: никто никого не хочет слышать. Каждый занимается строительством собственного счастья, воруя кубики у соседа по игровой площадке. Итог – все покалечены или мертвы.
4. «Служебный роман», режиссер Эльдар Рязанов
Что тут сказать? Недавно пересмотрела этот фильм, и мне показалось, что я побывала в своеобразном киномузее. Такие живые персонажи, такие истории, такая любовь автора к своим героям в современном кино большая редкость. Складывается ощущение, что у режиссера все было взвешено на аптечных весах: ничего не пережато, не недожато. Филигранная работа! Блестящая актерская команда – чего в нашем российском кино почти и не встретишь. Каждый герой – ходячий цитатник. Но ведь суть не в остроумных репликах, которые потом расходятся на цитаты, а в том, как они произнесены, как сыграны! Ну что тут такого особенного: «Хорошие сапоги! Надо брать!»? Но какова найденная интонация! Вот именно интонация впоследствии и пошла в народ.
5. «Молчание ягнят», режиссер Джонатан Демме
Я, надо сказать, большая поклонница психологических триллеров. До сих пор помню ощущение накатывающего фанатизма при первом просмотре этого фильма! Энтони Хопкинс, безусловно, сразу попал в десятку моих любимых актёров. Доктор Лектор стал для меня настоящим открытием в исследованиях персонажей подобного жанра! Это не просто талантливый и хитрый извращенец или домосед с психическими отклонениями, а настоящий философ, широко образованный человек со стройной системой мировосприятия. Хопкинс создал образ художника, который обнаружил красоту в смерти, возвел ее на эстетический пьедестал. И он сам как психолог и философ исследует патологию в других людях, изучает влияние ранних травм на сознание и психику человека, вскрывая силу тёмного начала в каждом мыслителе.
6. «Жизнь как чудо», режиссер Эмир Кустурица
Все фильмы Кустурицы очень чувственные. Краски, музыка, цвета, персонажи – все такое импрессионистское, будто набросанное небрежными мазками, интуитивно. И рассчитаны его фильмы именно на чувственное восприятие, а не на холодный рассудочный анализ. Нет ни намёка на строгое учение или мораль, всё непрерывно движется, перетекает одно в другое, выравнивается и опять рассыпается. Очень люблю этот фильм за какую-то детскую некиношность.
7. «Грязь», режиссер Джон С. Бейрд
По форме этот фильм напоминает пародию на пошлую американскую комедию вроде «Американского пирога». Но в отличие от картин такого рода, где все грубые гэги рассчитаны на ржач, в этом фильме те же внешне схожие приёмы превосходно работают на общий смысл, всё нанизано бусинами на нить главной темы. Главный герой (Брюс Робертсон) – полицейский-социопат, которому доставляет удовольствие издеваться над людьми, чувствовать власть над слабыми…. и так далее, весь суповой набор садиста со стажем. Но в какой-то момент в нем начинает все явственней проступать тоска по духовному, человечному. Эта постепенная трансформация происходит после неудачной попытки спасения совершенно незнакомого прохожего. Самое парадоксальное в этом событии – его убийственное воздействие на того, чьё нутро уже не способно к перевариванию чего-то прекрасного.
8. «В доме», режиссер Франсуа Озон
Фильм рассказывает о скучающем и циничном учителе литературы, чьё внимание неожиданно приковывает талантливый мальчик Клод, пишущий увлекательное сочинение о жизни семьи своего друга по школе. Соль сочинения юного героя в том, что все события и персонажи реальны и фиксируются им на месте действия. Постепенно поиск новых интриг для будущей книги превращает мальчика в ловкого провокатора и манипулятора чужими судьбами. Картина интригующая, необычная и по сюжету, который я тут очень туманно изложила, и по стилю, и по жанру. Как мягко и незаметно Озон здесь переливает персонажей из нормальности в болезненную одержимость! И этот совершенно демонический мальчик с хирургическим спокойствием ковыряющийся в живых людях … Блестящий фильм.
9. «Остров», режиссер Павел Лунгин
Конечно, фильм в первую очередь о покаянии. Но не только как о средстве избавления от мук содеянных грехов, а как о способе жизни. У меня, честно сказать, очень не простое отношение к нашему православному укладу. На мой взгляд, фильм Лунгина развенчивает и одновременно возвышает религию. Да и не о религии речь. В конце концов, это лишь один из множества путей к истине. Автор не делит персонажей на плохих и хороших, своих и чужих, верующих и всех остальных, вообще не разделяет, а объединяет их. Здесь все ищут. Так же как и герой Мамонова – он живой, сомневающийся, меняющийся. Его вера постоянно проверяется им, она не статична. Ведь есть же единый для всех рецепт счастья: «Возлюби ближнего своего как самого себя»! Пользуйтесь! Штука-то в том, что тут нужно не дочитаться, а дострадаться.
10. «Жизнь других», режиссер Флориан Хенкел фон Доннерсмарк
Мне кажется, этот фильм года три занимал первое место по рейтингу обсуждаемости в каждых наших студенческих посиделках. Невероятно глубокий, тонкий, трагичный… Пожалуй, никогда так не переживала за героев. Приходилось то и дело щёлкать паузу, чтобы хоть как-то перевести дух, заранее поплакать от ощущения грядущей несправедливости или просто выругаться. С завистью глядишь на счастливчиков, которым лишь предстоит познакомиться с этим кино.
Валерия Ломакина – актриса Театра драмы Республики Карелия «Творческая мастерская»
Фото из личного архива