Литературный 2014-й завершен. Что год пришедший нам готовит?
Если взять общий тираж книг, выходящий во всех издательствах Карелии, он не превысит тот, который в не такие уж давние времена выпускало одно существовавшее тогда издательство – «Карелия».
В Международный день книги и авторского права в Национальной библиотеке состоялась церемония подведения итогов конкурса «Книга года 2014», которая как бы завершает предыдущий литературный год. Нынешний, во-первых, 15-й, а во-вторых, проходил в Год литературы, коим объявлен 2015-й, что придает ему особый вес.
За 15 лет в конкурсе приняли участие около 10 тысяч наименований изданий, 140 из них побеждали в различных номинациях. Много это или мало? Если разделить 10 тысяч на 15, то получается менее тысячи в год, 2014-й подтвердил это: в минувшем году в Книжную палату Карелии поступило 635 изданий, все они, по условиям конкурса, и стали его участниками. Скажу сразу, книги и выпустившие их издательства, признанные лауреатами по итогам 2014 года, бесспорно, заслуживают этого. Книги хорошо оформлены, изданы — а «Книга года» прежде всего конкурс издателей, уже востребованы читателями.
Позволю себе поделиться размышлениями по поводу неофициальных итогов конкурса. Из 635 изданий, поступивших в Книжную палату и получивших таким образом право участвовать в конкурсе, 90, если не 95 процентов, – это рефераты научных работ, брошюры, буклеты, календари и даже телефонные справочники. По сути дела, они только создают эффект массовости и реально не участвуют в конкурсах. Да, они тоже востребованы, но только узким кругом специалистов. Подлинно же художественных произведений, рассчитанных на массового читателя, наберется где-то с полусотни, может быть, чуть-чуть больше. И так ежегодно. Может, имеет смысл все-таки внести изменения в условия конкурса, оставив право участия в нем произведениям, рассчитанным на массового читателя?
В этом году в конкурсе приняло участие 21 издательство, для Карелии это прекрасно. Три из них побеждали в конкурсе «Книга года» по два раза: «ПетроПресс», «Скандинавия», «Острова». А вот лидером по числу дипломов (33) стала сдавшая в последнее время позиции «Периодика», которая специализировалась многие годы на издании книг на национальных языках. 21 диплом у «ПетроПресса». Но ежегодно появляются новые издательства или издатели. Работавшие же в издательском бизнесе несколько лет уверенно набирают опыт: книги, выпускаемые ими, выполнены на высоком художественном и полиграфическом уровне. Вокруг них стали собираться свои авторы, с которыми издатели работают весьма плодотворно. Но опять-таки ложка дегтя в ведре меда: если взять общий тираж книг, выходящий во всех издательствах Карелии, он не превысит тот, который в не такие уж давние времена выпускало одно существовавшее тогда издательство – «Карелия». Правда, оно было государственным. Как и все книгоиздание – делом государственным.
Книгоиздательство сегодня бизнес, и, естественно, в убыток работать сегодня не будет, просто не сможет, закроется. Но это совсем не значит, что издатели накручивают цены в погоне за прибылью. Ежегодно растут расходы на бумагу, полиграфические услуги, налоги и еще многое другое. В результате… На днях увидела в книжном магазине книгу карельского автора, о которой слышала и которую собиралась было приобрести. Остановила цена: 525 рублей. Согласитесь, немногие могут позволить себе это даже в Петрозаводске, не говоря уже о районах. Неслучайно как шагреневая кожа сжимается книготорговая сеть в столице Карелии, а в глубинке она уже давно приказала долго жить.
Вручавший награды в одной из номинаций Владимир Айдынян (как его представили, читатель Национальной библиотеки с первых дней ее существования), рассказал, что в свое время он занимался организацией книготорговли в Карелии, и напомнил, что буквально в каждой деревне был специализированный книжный магазин. Ну, может быть, и не в каждой деревне, но в каждом селе, а тем более в районном центре – обязательно. Сама привозила из командировок по несколько книг, купленных там.
Сегодня дай бог, если в районном центре отведут уголок в промтоварном магазине или в продуктовом место на полке. Книги сегодня такой же товар, как и картошка, носки, лук или губная помада. Государство давно отпустило книжное дело на все четыре стороны. Ежегодно проходят круглые столы, собрания, на котором писатели, представители издательств и торговли обсуждают «книжный» вопрос, говорят там умные и дельные вещи. Но дальше разговоров и резолюций дело не идет. В Год литературы республика смогла выделить на поддержку книгоиздания всего миллион (один) рублей! Денег нет, говорят, кризис, но почему-то их не было и в тучные, как их часто называют, нулевые годы.
Таких же меценатов, какими были Морозовы и Мамонтовы, Демидовы и Строгановы, или хотя бы выходцы из вепсского села Шокша Пименовы, увы, нет у нас. И вряд ли появятся в обозримом будущем. Кстати, Книгой года-2014 признано издание Карельского научного центра РАН — книга Николая Кораблева и Татьяны Мошиной «Пименовы: династия предпринимателей, благотворителей, общественных деятелей». Один из ее авторов – недавно ушедший из жизни известный специалист в области истории Карелии Николай Кораблев – много лет работал в Институте языка, литературы и истории, вел активную работу по изучению, сохранению и популяризации исторического и культурного наследия республики. Уже появились отклики читателей и специалистов на эту книгу с очень высокими оценками.
Единственная надежда – на библиотеки, но их так активно в последние годы оптимизируют, особенно муниципальные, что скоро, как и книжные магазины в глубинке, выживут единицы. Из года в год уменьшается число муниципальных библиотек, ужимаются средства, выделяемые на пополнение книжных фондов, нередко в одно целое объединяют дома культуры и библиотеки, несмотря на то что эти учреждения занимаются совершенно разной деятельностью. И такое происходит не только в Карелии, но и по всей России. В Москве, как недавно прочитала, взялись за объединение взрослых и детских библиотек. Слишком много, видимо, «развелось» последних.
Близится к завершению реконструкция Национальной библиотеки, где и проходила в этом году церемония подведения итогов конкурса. Но, может быть, удастся немного сэкономить денег, и где-нибудь неподалеку от памятника Александру Сергеевичу Пушкину поставить еще один – Библиотекарю. Великому подвижнику, на чьих плечах, а это в 99 процентах женские плечи, держится сегодня просвещение, пропаганда книг. Если уж не хватает денег на пополнение книжных фондов, не говоря уже об открытии новых библиотек.
На церемонии подведения итогов я бы отметила один отрадный момент: директор Национальной библиотеки Марина Никишина сообщила, что признанная лучшей «Красная книга для детей» издается дополнительным тиражом, который передадут в детские муниципальные и школьные библиотеки.
Утверждение, что сегодня читатели, в том числе и маленькие, предпочитают печатным изданиям электронные книги или планшеты, которые активно заменяют традиционные книги, лично у меня вызывает сомнение. Да, какой-то процент читателей электронных книг существует, причем, часто это взрослые. Но скажите, кто гарантирует, что дети и подростки, имеющие планшеты, ищут в Интернете именно произведения русской классической и современной литературы? Родители за этим следят? Учителя?
И еще на одном моменте церемонии подведение итогов конкурса мне бы хотелось рассказать: приз зрительских симпатий (на мой взгляд, один из главных!) получила книга Людмилы Васильевны Барановой «И дольше века…: хроника трех веков медицинской династии Карелии», вышедшая в издательстве «Острова». Примечательно, что написала ее не профессиональный литератор или журналист! Человек, всю жизнь проработавший врачом. Чем привлекла она читателей? Наверное, тем, что это не просто страницы из истории Петрозаводска или нескольких поколений одной семьи. Это рассказ о настоящих интеллигентах, который заставляет читателей размышлять: а что такое подлинная интеллигентность, в чем она выражается? Это рассказ о людях, не просто добросовестно и честно работавших, но служивших своему делу, ибо посвятили они свои жизни медицине. Второе место в этой номинации заняла «Красная книга для детей».
Что касается победителей в других номинациях, то вот они:
Лучшей книгой на карельском, вепсском или финском языках была признана книга на карельском языке «Кумаликко» (Kumalikko) Ольги Огневой.
Диплом в номинации «Лучшее учебное издание» получило издательство ПетрГУ за книгу Сергея Веригина «Карелия в годы Второй мировой войны: политические и социально-экономические процессы».
В номинации «Лучшая книга для детей и юношества» победителями стали Союз молодых писателей «Северное сияние» и книга «Красная книга Карелии детям», автор текста книги Яна Жемойтелите
Лучшей книгой в области художественной литературы и публицистики была названа книга «Владимир Морозов. Любовь проверена разлукой», вышедшая в издательстве «Острова», и ее составитель Александр Валентик.
В номинации «Лучшее художественное оформление и полиграфическое исполнение издания» победил коллектив, работавший над книгой «Андропов, Карелия, 1940 — 1951…: биографическая хроника»: издательство «Острова», ее автор Юрий Шлейкин, художественный редактор Ольга Ромашкина, дизайнер Александр Коломыцев и научный консультант Константин Белоусов.
В номинации «Лучшая книга о Петрозаводске» победила книга Николая Кораблева и Татьяны Мошиной «Пименовы: династия предпринимателей, благотворителей, общественных деятелей». Она же и стала Книгой года-2014.
Впервые в этом году появилась еще одна номинация – издания, посвященные Великой Отечественной войне. Дипломами Совета ветеранов Великой Отечественной войны и труда награждены авторы: Степан Кручинкин за книгу «Воспоминания бывшего солдата-пограничника» и Вера Иванова за книгу «И кончилось мирное детство».
Полный список всех удостоенных различными дипломами награжденных можно найти на сайте Национальной библиотеки.
А в это время — ведь идет уже четвертый месяц 2015 года- поступают новые издания.
Фото автора