Новости, Хроника

Ответ Вербицкой: «Толстой, Достоевский — это квинтэссенция русской души»

Писатель Яна Жемойтелите, литературовед Евгений Тарланов, прямой потомок Пушкина, и драматург, учитель словесности Юрий Лукин прокомментировали слова президента Российской академии образования Людмилы Вербицкой, что следует исключить из школьной программы «Войну и мир» Льва Толстого и романы Федора Достоевского.

Людмила Вербицкая. Фото: Петр Кассин / «Коммерсантъ»
Людмила Вербицкая

В интервью Агентству городских новостей «Москва» Людмила Вербицкая заявила следующее:

— Я абсолютно убеждена, что из школьной программы «Войну и мир» Л. Толстого, а также некоторые романы Федора Достоевского нужно убрать. Это глубокие философские произведения, с серьезными рассуждениями на разные темы. Не может ребенок понять всей их глубины. Споры идут, но в итоге появятся рекомендации Общества русской словесности. Пока неизвестно, сколько произведений в них войдет. Но совершенно точно, что это будут книги и наших русских классиков, и зарубежных, и современных авторов, и произведения, написанные в разных регионах России».

Вербицкая также считает, что «в курс школьной программы должны входить произведения духовной литературы, но нужно решить, какие именно». «Библию, думаю, каждый должен прочесть. Это и духовно-нравственное воспитание, моральные основы».

 

Яна Жемойтелите. Фото Ирины Ларионовой
Яна Жемойтелите

Яна Жемойтелите, председатель Союза писателей Карелии «Северное сияние»,  лауреат литературной премии «Барышня-крестьянка»: — Некоторые люди — и их процент растет — после школы вообще не заглядывают в книгу, так что представление о русской литературе ограничивается тем, что они прошли в рамках школьной программы. При этом в программу внедряется все больше начетнических произведений с четкой градацией «что такое хорошо и что такое плохо», тогда как — что уж греха таить — в реальной жизни не так-то просто отделить одно от другого, если не брать крайности.

Зло навязывается. Толстой, Достоевский ничего не навязывают, напротив, они предлагают читателю порассуждать вместе с героями и пройти вместе с ними далеко не праведным путем. Читатель, особенно молодой, склонен отождествлять себя с главным героем, поэтому это не Наташа Ростова, а юная читательница влюбляется и переживает страшное разочарование, это сам читатель берет топор и идет убивать старушку, не будучи убийцей.

Причем русская классика бьется над разрешением проблем православной философии. Когда мы учились в школе, Библия была вообще запрещена, однако основы православия мы почерпнули именно из русской литературы, не подозревая об этом. Мозг устроен так, что он запоминает всё, что человек хотя бы однажды видел и слышал. Толстой — это еще и хороший русский язык. Может быть, ученик ничего и не поймет из того, что дедушка Лев Николаевич пытался ему втолковать, но русский язык все равно осядет на донышке.

Толстой, Достоевский — это безусловное страдание и милость к падшим, квинтэссенция русской души. Мне, кстати, очень понравился английский сериал «Война и мир», снято с большим уважением к русскому человеку. А уважение это теперь зиждется почти исключительно на безусловном авторитете русской литературы. Почему же у нас все «слишком русское» планомерно вытравливается как странное и непонятное на фоне всеобщей примитивизации мышления?

 

Евгений Тарланов. Фото www.youtube.com
Евгений Тарланов

Евгений Тарланов, доктор филологических наук, прапраправнук А.С. Пушкина:

— Нельзя и представить себе в полной мере всех тех последствий, к которым привело бы проведение в жизнь самого нового предложения президента РАО. В своем должностном положении Л.А. Вербицкая не сумела, по-видимому, понять то, что в любой культурной традиции светские и религиозные составляющие непременно дополняют и уточняют друг друга. Евангельская максима не может восприниматься по-русски без обращения к Пушкину и Толстому, как и к тому же Достоевскому. В культуре Испании то же можно, кажется, сказать о романах Гальдоса. Еще более все это относится к культуре ислама.

Изъятие «Войны и мира» из школьной программы в момент отучило бы школьников правильно воспринимать соотношения частной жизни и истории. Без исторического контекста жизнь отдельного человека становится круговоротом бытовых мелочей, изображаемым со вкусом только в сценарии мыльного сериала.

В практике средней школы исторически мультиконфессионального государства, каким Россия и является, религия без литературной и философской коррекции была бы просто гибельной. Современная Россия не имеет своего собственного светского проекта.

 

 

Юрий Лукин. Фото Ирины Ларионовой
Юрий Лукин

Юрий Лукин, победитель конкурса новой драматургии «Ремарка» с пьесой о Николае Гумилеве, учитель словесности средней школы № 1 Ивангорода Ленинградской области: 

 

  • – За последние лет пять разговоры по поводу «Быть или не быть «Войне и Миру»,  «Преступлению и Наказанию» в школьной программе»  меня, человека в принципе уравновешенного, почти интеллигентного и учителя литературы с 33-летним стажем, довели уже до белого каления.

При всем искреннем уважении к Л.А. Вербицкой пребываю в диком недоумении.  Зачем и кому это надо – перетряхивать школьную программу не относительно приведения ее в соответствие с читательскими запросами современных школьников, а в сторону ее якобы облегчения-упрощения и переподчинения чьим-то представлениям о нравственно-патриотическом и даже религиозном воспитании?

Выбросить «Войну и мир», лучший  роман в истории человечества? Обойти стороной по сути дела объясняющий самые страшные мотивы человеческого поведения, наглядно разводящий в сознании читателя понятия нравственного и безнравственного  роман  «Преступление и наказание»? Эти произведения ничем заменить нельзя именно  по причине их философско-нравственной глубины и гениальной исключительности. Даже Библией.

Специально в начале учебного года всем своим ученикам во всех классах задал вопрос: «Зачем нужно изучать скучную школьную классику?» Умные ответы примерных деточек просчитать легко – эти научились нужные слова говорить, чтобы учителю понравилось. Но и отъявленные троечники-девятиклассники ответили: «А чтобы дураками не быть!» Во взрослой жизни, естественно. То есть любой школьник на самом деле понимает, что все школьные знания даются на вырост и требуют огромного труда в достижении понятной всем цели.

 

 

Комментарий «Лицея». Высказывание Людмилы Вербицкой, все-таки президента солидного научного ведомства, а не одиозной медийной личности, вызвали огромный резонанс в стране, широко обсуждается в соцсетях. Известный писатель Денис Драгунский написал: «…я точно знаю, что русским нельзя стать без «Евгения Онегина» и «Войны и мира». И лучше бы их изучать в школе. Долго и подробно. Как бы в плане национальной конфирмации, что ли…» Трудно с этим не согласиться.

В Российской академии образования уже поспешили опровергнуть предложение Вербицкой заменить изучение романа «Война и мир» Льва Толстого в школе Библией. Об этом РИА Новости сообщили в пресс-службе РАО: «Школьная программа по литературе не пересматривается, и никаких изменений в нее вносить в данный момент не предполагается».

Тогда что это было — прощупывание настроений в обществе? подготовка к грядущим кардинальным изменениям школьной программы? Видимо, ближайшее будущее даст ответ эти вопросы.