В Петрозаводске завершила работу Школа театральной журналистики, организованная Музыкальным театром Карелии, поддержанная Министерством культуры России. Партнером школы стала организация «Баренц-Пресс International». Ее слушатели побывали в театрах Петрозаводска, учились писать рецензии под руководством московских критиков Григория Заславского и Марины Гайкович.
Одну из рецензий, написанную мурманчанкой Аленой Ермоленко, мы сегодня предлагаем.
Черные мантильи и алые шали, танцы с кастаньетами, эффектные потасовки и стрельба как способ выяснения отношений – изобилие примет испанской «экзотики» ожидает зрителей, решивших провести вечер в опере. Свою версию истории о гордой цыганке в воскресенье представил Музыкальный театр Карелии.
«Кармен» Жоржа Бизе относится к безусловным шедеврам мирового музыкального театра, собирающим полные залы по всему миру. Однако так было не всегда – премьера постановки в 1875 году в «Комической опере» Парижа с треском провалилась.
Ее сочли аморальной из-за пикантного сюжета и того факта, что композитор обратился к истории из жизни простонародья – солдат, фабричных работниц, проституток, контрабандистов и цыган. Сегодня, напевая бессмертные музыкальные мотивы «Хабанеры» или «Куплетов тореадора», трудно представить, что первая критика сочла их «безобразными и бессмысленными».
Самому Бизе не удалось присутствовать при моменте восстановления справедливости –триумфальном шествии «Кармен» по сценическим площадкам. Композитор вскоре скончался, а опера, после пятидесяти представлений, на долгие годы исчезла из репертуаров парижских театров. Возобновить ее решился в 1883 году Эрнест Гиро, заменив разговорные диалоги речитативами и добавив сцены с участием артистов балета.
Версию Карельского музыкального театра в течение года готовил режиссер Юрий Александров, его герои поют на французском языке, а диалог ведут на русском.
Мы оказываемся на плошади Севильи, где солдатская казарма соседствует с табачной фабрикой. Оба здания вызывают стойкие ассоциации с тюрьмой: смена солдатского караула происходит у каменных стен с узкими окошками-бойницами, доступ к девушкам- табачницам закрывает решетчатая ограда. Повисая на ней, разгоряченные мачо, созерцают послеполуденный отдых знойных подруг, представленный в виде несмелого эротического перфоманса.
Принять ограничения и следовать течению жизни или попытаться вырваться из тюрьмы? Это выбор, который предстоит сделать героям.
Независимая и скандальная Кармен (Евгения Гудкова) относится к типу людей, не привыкших держаться в рамках дозволенного. Ее жизнь – игра. С легкостью Кармен соблазняет сержанта караула Хозе (Павел Полянинов), становясь причиной кровавой разборки, попадает в тюрьму, играючи выходит из нее и присоединяется к шайке воров.
Избранник Кармен предстает исключительно добропорядочным и не готовым ни к какому риску: он лишь следует за возлюбленной – устраивает ее побег, ссорится со старшим офицером, дезертирует и убивает за любимую. Шанс «вернуться к себе», впрочем, существует почти всегда. На сцене в этот момент появляется мост, который как бы приглашает остаться на «правом берегу», однако Хозе, как в бреду, идет за Кармен.
Часть действия сопровождает то возникающая то исчезающая на сцене дымовая завеса, очевидно призванная символизировать любовный дурман. Впрочем, персонажи не прочь оставаться в состоянии наваждения.
Из него режиссер предлагает выбраться, облившись холодной водой, что и происходит при появлении красавца тореадора Эскамильо (Андрей Блаховский). Глядя на его эффектную браваду, сознаешь – шансы слабохарактерного Хозе сохранить любовь своенравной подруги стремятся к нулю. Тореадор моментально завлекает Кармен, используя ее же козыри – смелость и напористость. Далее действие раскручивается подобно пружине вплоть до рокового конца.
Перенесение «южных» сюжетов на отечественную сцену почти всегда вскрывает недостаток у актеров естественного для жителей жарких стран высокого градуса отношений. Вот и в карельской «Кармен» драматическая составляющая постановки ощутимо отстает от вокальной. «Химии» между главными героями – Хозе и Кармен – явно недостаточно.
«Любви-то тут и нет!» – сокрушается зритель по соседству.
Несостоявшаяся невеста Хозе юная Микаэла (Наталья Ландовская), призванная олицетворять жертвенность и невинность в противоположность Кармен, в версии театра вовсе не выглядит неискушенной. Ее персонаж окрашен в комедийные тона, что вызывает легкое недоумение.
Второстепенные персонажи, напротив, более естественны. Запоминается невозмутимый добряк Цунига (Александр Ватолкин), беспечные кокетки Фраскита (Эльвира Муллина) и Мерседес (Виктория Никульникова).
В массовых сценах режиссеру удалось избежать классической оперной статики, зажигательны и танцевальные эпизоды с участием балетной части труппы.
Оркестр, руководимый элегантным Алексеем Ньягой (которого легче представить в составе джазбэнда, чем за дирижерским пультом) звучит деликатно, привычную помпезность музыки Бизе подменяя мягким, почти камерным звучанием, внимательно взаимодействуя с артистами.
Что есть свобода, нужна ли она и какими средствами ее достичь ? Это основные вопросы, которые самому себе и зрителю задает автор. Достаточно ли для счастья бездумного и бесконечного исполнения желаний и следования страстям? Возможно ли избежать расплаты за принесенное горе и смерть? И главное – как выбраться из своей внутренней тюрьмы?
Последнее оказывается совсем не просто. Об этом красноречиво напоминает сценографическое решение финала – эффектная маска быка с отломанным рогом.
Фото Музыкального театра РК