В Петрозаводске открылась 49-я Республиканская выставка Союза художников Карелии, которому в этом году исполняется 75 лет.
Сразу три вернисажа — в Городском выставочном зале, Центре национальных культур и народного творчества РК и в медиа-центре «Vыход». Хорошо ли то, что выставку поделили на три части и разместили в разных залах? Одни считают: почему бы и нет? Можно отдельно посмотреть живопись и скульптуру, декоративно-прикладное искусство, графику и смешанные техники — и растянуть это удовольствие на три выходных дня. К тому же сейчас стало обычной практикой, когда кураторы крупных выставок разделяют экспозицию на несколько и показывают на разных площадках. С другой стороны, наверное, целиком в залах музея она смотрелась бы совсем по-другому и, возможно бы, выглядела более целостно. Но в связи с юбилеем Союза было принято решение в залах Музея изобразительных искусств РК показать ретроспективную выставку, которая откроется 20 ноября. Уверена, она всех нас порадует.
В Городском выставочном зале было полно народу, художников на этот раз приветствовала лично глава администрации города Галина Ширшина. Чиновники от власти не так уж часто находят время, чтобы понять, что происходит в культурной среде города, поэтому такие появления обнадеживают. Интересный факт прозвучал из уст Варвары Лебедевой, пришедшей поздравить Союз от Министерства культуры республики: первая республиканская выставка состоялась в год создания Союза – в 1940 году, а вторая – во время войны в Беломорске, где временно находилось правительство. Удивительно, но даже война не помешала провести выставку.
На вернисаже успела пообщаться со многими — как зрителями, так и художниками. Мнение о выставках самое разное: от «скучно, господа!» до «вполне себе ничего!» в смысле «стоит посмотреть!».
Вот и мое первое впечатление от просмотра выставки в ГВЗ оказалось несколько постным: скульптуры уже виденные (правда, хорошо что Людвиг Давидян у нас есть!). Опять унылые серые пейзажи. Но на это мне возразили: «Зато у нас школа пейзажа сохранилась, а вот в Сибири и того нет!». Хорош показался Илья Растатурин: и масштабом, и колоритом, и темой города – всем угодил, одним словом. Про Александра Трифонова могу сказать только одно: всегда современен, изыскан, таинственен и интересен. Начиная с 70-х, никогда не проходила мимо его картин. И вроде бы в них нет внешнего накала, страсти и эмоций, как в полотнах Ильи Растатурина. Однако притягивают не меньше. Может, потому, что Трифонов высказывается на тему вечного, а не сиюминутного?
На предыдущей республиканской выставке отметила для себя заигравшие новыми оттенками красок пейзажи олончанина Юрия Каноева. В этом году пейзажи его по-прежнему хороши, хотя есть ощущение, что художник сам испугался своей яркости и приглушил палитру. Зато авкарелистка Маргарита Пермякова, как в обычной жизни, так и в творчестве, не боится цвета: у нее карельская осень мощно сияет и горит всеми цветами радуги. И хотя я люблю всё яркое, как многие в Карелии, предпочитаю что-нибудь поскромнее. Мне нравятся проникновенные акварели Юлии Коросовой или пейзажи, особенно зимние, Владимира Лобанова. В них ощущается воздух, состояние. Глядя на их работы, хочется читать стихи Бунина.
Увидеть среди дремучих карельских лесов и озер берег Греции – что может быть приятнее? Вязкие, сочные, солнечные краски Сергея Тереньтева пьянят как горячее лето. Начинаешь чувствовать запах розмарина и моря. Но как хочется продлить лето, так хочется снять с этих небольших работ рамы, раздвинуть их и открыть как окна, продлить живописное полотно до неохватного размера.
Многих привлекла необычная скульптура Виктории Зориной, а также скульптура или механизм со старухой Лоухи с мельницей Сампо Анатолия Титова. Любопытные зрители попытались опробовать механизм мельницы, который работал исправно. Тема «Калевалы» и по сей день вдохновляет карельских художников. Свои произведения ее героям посвятил Дмитрий Учуваткин. Приятно вновь встретиться с творчеством Бадри Топурия, с его милыми и очень теплыми картинками из жизни. Необычными показались пейзажи-гобелены Михаила Бурина из Медвежьегорска. Мэтры – Каштанов, Чекмасов, Поморцев, Иванов – по-прежнему в строю.
Экспозиция декоративно-прикладного искусства в Центре национальных культур и народного творчества РК показалась слишком скромной. Согласилась со мной и Галина Сергеевна Щербакова, которая более 20 лет назад создала на базе колледжа культуры и искусства отделение декоративно-прикладного творчества.
– Столько талантливых молодых мастеров получили образование в наших стенах! – восклицает она. – Где же они, где их работы? Дарья Березина, мастера из районов?
И впрямь некоторые успешно работающие авторы вообще никак не представлены на выставке. Лишь по-прежнему активны Игорь Гашков (резьба по дереву), Роман Леонтьев (керамика), Ирина Порошина и Алексей Медведев (народный костюм). Жемчужина экспозиции этой выставки – творения Владимира Баландина по кости. Тут ему просто нет равных. А места для работы Владимира Зорина вообще не нашлось. Нет, он не в обиде. Но, я думаю, осадок остался.
Из всех трех залов более всего понравился зал графики в медиа-центре «Vыход». Здесь царствуют Артем Стародубцев и Аркадий Морозов. Неожиданные жанровые пастели у Бориса Акбулатова. Прекрасные листы у Анны Грязновой. Серебристый Север у Нелли Григорьевой. Дизайн книг, ставший узнаваемым, Виталия Наконечного. Пейзажи Ольги Юнтунен. А вообще в этом зале представлено много молодых авторов: Наталья Егорова, Игорь Котуков, Софья Тервинская, Ольга Ерохина. Среди недавно вступивших в Союз художников Карелии Жанна Свиридникова, которая показала себя в трех жанрах: живописный портрет, лоскутное панно и линогравюры.
– Мне кажется, Союз художников, несмотря на свои 75 лет и несмотря на то что изобразительное искусство стало не очень-то популярным, должен быть все же более активным в своей деятельности, в использовании интернета, включаться в дискуссии, искать и осуществлять новые проекты, – открывая выставку, сказал арт-директор медиа-центра «Vыход» Сергей Терентьев. – Время предъявляет к Союзу художников Карелии новые требования и ставит перед ним новые задачи, особенно если учесть, что выставочные залы посещают примерно четыре процента горожан.
Пройдясь по всем трем залам и вернувшись на проспект Ленина, прошлась в одиночестве по выставке в ГВЗ и обнаружила в себе совсем иное настроение: показалось, что всё не так уж плохо. Главное, не забыть, что пришло время переосмысления и осознания того, что мы живем уже в XXI веке — цитирую арт-директора медиа-центра.
Фото автора и из личных архивов