В медиа-центре «Vыход» экспонируется выставка, которая стала результатом творческой экспедиции молодых авторов на Крайний Север в рамках художественного проекта «Баренц Бук». Представлены видео, графика, текстиль и фотография.
Никогда не знаешь, как отзовется в твоем сердце та или иная выставка. Иногда это может зависеть от твоего настроения и даже погоды. Сколько раз бывало, что после повторного посещения мои впечатления менялись. Мне не удалось побывать на открытии выставки «Белый альбом», и после вернисажа я слышала противоречивые отзывы.
Эта групповая выставка сложилась как результат творческой экспедиции молодых авторов во главе с Сергеем Терентьевым на Крайний Север в рамках художественного проекта «Баренц Бук». 15 дней художники, карельские и норвежские, исследовали побережье Баренцева моря. Маршрут лежал через Мурманск, Териберку, Киркенес, Бёк-фьорд.
Первым этапом исследований для наших художников было Белое море и как итог запомнившаяся выставка «Гандвик бук». Теперь – Баренцево море и «Белый альбом». Оказывается, название — это метафора снежного Севера, навеянное предысторией создания группой The Beatles одноименного альбома, когда группа уезжала в Индию с целью оторваться от суеты, уединиться.
Идея замечательная. И результат меня больше впечатлил, чем я ожидала. Может, всегда лучше не ждать чего-то экстраординарного, чтобы не разочароваться? Экспозиция получилась полноценной в смысле разнообразия представленных жанров: графика сочетается с видео, фотографией и инсталляцией. Небольшой зал, нет нагромождения работ, их сочетаемость содействует восприятию идеи выставки. В ней нет ничего лишнего. Она создана в духе скандинавского, северного стиля с его лаконичностью, естественностью и свободным пространством.
Скандинавский дух чувствуется зрителем и в самих работах авторов, в их тематике. Игорь Котуков исследует тему камня в технике офорта, Дина Четвертная тему ледяного Заполярья – гравюры на картоне. Обращают на себя внимание выполненные в смешанной технике листы Евгения Терпугова («Окно», «Воспоминания») и Антонины Юфа («Археология памяти»), линогравюра «Волчица» Софьи Тервинской,
На выставке представлены три замечательных видео – Натальи Егоровой, Натальи Логиновой и Ивана Смирнова. Благодаря этому жанру в особенности и создается впечатление мощи Севера. Например, видео под названием «Стиралка» Натальи Логиновой посвящается школьной библиотеке в поселке Териберка. На экране мы видим плещущие, набегающие друг на друга волны. На переднем плане изображены стопка книг и стиральная машина.
— Северные моря, — поясняет Наталья свою работу, — это граница человеческих завоеваний. Требуются огромные усилия, чтобы поддерживать жизнь в суровом климате. Как только ослабевает поддержка «большой земли» — море смывает все следы цивилизации. А квинтэссенция цивилизации — это литература.
Видео Натальи Егоровой «Присутствие» не требует пояснений. Здесь на экране за восемь с небольшим минут мы видим и ощущаем Север как Нечто живое, с которым необходимо считаться человеку. Сильное высказывание получилось у Ивана Смирнова — стильное, глубокое, созвучное тематике. Его 11-минутная видеоинсталляция называется «Берег моря». Размышляя о Баренцевом море, художник пытается понять, как выразить его через шрифт. Иван решает, что визуальный текст должен быть динамичен и хаотичен, как движение воды, и исчезать так же быстро, как и появляться, подобно берегу, омываемому морскими волнами. И вот появляется необычный образ «каллиграфии на воде» c текстовым описанием береговой линии Баренцева моря.
— Есть текст, который очерчивает границы моря, — комментирует Иван работу над образом, — и есть вода, которая эти границы размывает. Я пишу текст на воде, кистью разгоняя воду, но текст сразу же исчезает, заполняясь обратно водой. Записываю всё на камеру, дополняя видеоряд шумом моря, и экспонирую всё в замкнутом пространстве.
Осталось сказать об инсталляции, над которой работали художники Эдуард Винярский, Антон Телин и Илья Фатянов. Каждый из них выполнял свою работу-дизайнера, конструктора, технолога. Мне понравилась эта инсталляция: она создана из чисто скандинавских материалов – дерева и тканей — естественные и натуральные, но почему-то подумалось, что не хватает меха. Возможно, он был бы тут к месту.
Выставка работает до 22 декабря. Она является генеральной репетицией перед презентацией ее в Киркенесе (Норвегия) на международном фестивале искусств Barents Spektakel в феврале 2016 года.
Фото Ирины Ларионовой