7 и 8 ноября Музыкальный театр представит зрителям главную премьеру 58-го сезона – оперу Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй». Режиссер-постановщик, народный артист России Юрий Александров назвал произведение, написанное более столетия назад, очень современной историей.
Более ста лет это сочинение Джакомо Пуччини не сходит со сцен оперных театров мира. Когда-то музыкальные критики объясняли его успех модой на восточную «экзотику»: Пуччини органично вплел в музыкальную ткань своего произведения народные японские мелодии, впервые использовал японские музыкальные инструменты. Однако великого итальянского композитора больше волновал внутренний психологический конфликт сюжета, чем воссоздание японского колорита.
На рубеже XIX–XX веков в старинном японском городе Нагасаки юная гейша Чио-Чио-сан, прозванная «Баттерфляй» («Бабочка»), вступает в брак с лейтенантом американского флота Пинкертоном, не понимая того, что их союз – временный. Романтическая история превращается в трагедию: вместо искреннего ответного чувства Баттерфляй ждет циничный обман.
– История Чио-Чио-сан, по-моему, очень современна, – говорит режиссер-постановщик спектакля Ю.И. Александров. – Во все времена женщина являлась носительницей любви, хранительницей семейных ценностей. Баттерфляй рождена для любви, но когда ей разбивают сердце, а затем отнимают ребенка, она погибает. Наш спектакль – это крик в защиту Женщины.
Дирижер-постановщик, главный дирижер Музыкального театра Сергей Иньков:
– Судьба Чио-Чио-сан – это пример трагедии конкретного человека на фоне общемировой ситуации. Сегодня мы наблюдаем — и не только в опере — как одна цивилизация подавляет другую, как под видом демократизации общества насаждаются чуждые нормы поведения и морали, уничтожаются национальные ценности. Вот и в «Мадам Баттерфляй» западный человек, представитель «прогрессивного» общества оказывается варваром, а подлинную цивилизацию воплощает хрупкая женщина, наследница древних традиций Востока.
Образ юной японки Чио-Чио-сан – самый сложный и многогранный в галерее женских характеров, созданных Пуччини. Хрупкая, беззащитная, верная, она обладает духовной силой и не способна на компромисс. Душевная драма Чио-Чио-сан в опере раскрыта глубоко, всесторонне, во всем богатстве эмоциональных оттенков. Пуччини создал подлинную музыкальную трагедию, которая на все времена сохранила главное свое достоинство – высокие светлые человеческие чувства в ней переданы средствами гениальной музыки. В роли Чио-Чио-сан зрители увидят ведущих солисток Музыкального театра Надежду Маслову, Ольгу Маслову, Анастасию Аверину, Татьяну Еремину. В партии Бенджамина Франклина Пинкертона – Павел Полянинов и Михаил Дядиченко.
Сценография спектакля подчеркивает режиссерский замысел. Народный художник России Вячеслав Окунев, используя стиль традиционного японского минимализма, создал на сцене белый воздушный образ дома Баттерфляй. По мере того, как рушатся надежды Чио-Чио-сан, рушатся многовековые устои жизни японского общества, теряет красоту и прочность этот дом. На фоне изящных светлых декораций контрастно смотрятся костюмы героев. По эскизам В. Окунева в театре сшили тридцать пять японских кимоно, а оригинальными национальными узорами сценические костюмы украсили в Мастерской профессиональной вышивки «Stitch».
По признанию режиссера Юрия Александрова, с постановкой «Мадам Баттерфляй» оперная труппа Музыкального театра Карелии, художественным руководителем которой он является, возьмет новую творческую высоту – ей предстоит овладеть сложной системой интонирования, свойственной музыке Пуччини. Высшая форма концентрации внимания требуется и от оркестра, которому музыкальными средствами предстоит передать подлинные чувства героев, скрытые под бесстрастными масками.
«Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини обещает стать ярким событием нового театрального сезона в Карелии.