Главное, Дом актёра, Культура

Возвращение «Дон Кихота»

"Дон Кихот" в Музыкальном театре Карелии. Фото Владимира Ларионова

Умение Кирилла Симонова создавать яркие и неординарные балетные спектакли проявилось и в постановке академического «Дон Кихота».

Шестьдесят первый сезон Музыкального театра Карелии открылся премьерой балета Л. Минкуса, который стоит в ряду шедевров русского классического наследия.

Как сложилось в последнее время, первый показ этого спектакля произошел под занавес прошлого сезона 5 июля, с приглашенными солистами Мариинского театра Еленой Евсеевой и Александром Тимофеевым. Гастролеры всегда придают событию особое настроение, которое ощущается и в зрительном зале, и за кулисами, а если еще это артисты высокого класса, какими показали себя гости из Петербурга, то в тот день в театре была приподнятая, волнующая атмосфера.

Этот балет впервые был поставлен в нашем театре 27 июня 1961 года, на гастролях в Рязани, и это был седьмой балет в репертуаре театра. После премьеры «Сампо» и показа его на Декаде карельского искусства в Москве в 1959 году балетная труппа сформировалась как совершенно самостоятельная структура Музыкально-драматического театра КАССР. Выпускники Ленинградского, Московского и Пермского хореографических училищ определили ее состав на многие годы. Светлана Губина и Юрий Сидоров, Светлана Степанова, Владимир Мельников, Екатерина Павлова и Илья Гафт, Роза Шишова и Борис Кириенко (впоследствии ставшие народными и заслуженными артистами) были основой балетной труппы того периода, и определяли высокий уровень ее богатой творческой жизни.

"Дон Кихот" в Музыкальном театре Карелии. Первая постановка
«Дон Кихот» в Музыкальном театре Карелии. Первая постановка

"Дон Кихот" в Музыкальном театре Карелии. Первая постановка

"Дон Кихот" в Музыкальном театре Карелии. Первая постановка

Первая постановка "Дон Кихота" сохранялась в репертуаре Музыкального театра Карелии более двадцати пяти лет
Первая постановка «Дон Кихота» сохранялась в репертуаре более двадцати пяти лет

 

Редакция Кирилла Симонова (ассистент Екатерина Ковалева) в некоторых деталях отличается от той первой постановки, которая сохранялась в репертуаре до 1987 года, более двадцати пяти лет. «Дон Кихот 2016», несомненно, также стал событием в театральной жизни Петрозаводска и пополнил репертуар современной балетной труппы еще одним классическим балетом и, надо надеяться, не на один сезон.

Умение балетмейстера создавать яркие и неординарные балетные спектакли проявилось и в постановке академического «Дон Кихота». Бережно сохраняя стиль и хореографию великих предшественников Мариуса Петипа и Александра Горского, Симонов привнес в спектакль современные мотивы. Например, сделал Гамаша, в отличие от академической версии (где он хромой, в летах человек), молодым жеманным повесой и наделил его танцевальной характеристикой. Убрав сцену с кукольным театром, которая затягивала действие, балетмейстер поставил очень динамичную цыганскую пляску, где блеснула яркая танцовщица Мария Заболотная с партнером Иваном Азановым. Трудная для постановки сцена борьбы с мельницей сделана достаточно убедительно. А картина «Сон Дон Кихота» может стать образцом того, как нужно сохранять классическое наследие.

И еще одно нововведение балетмейстера, «Фанданго» в исполнении, надо понимать, Уличной танцовщицы. В академической версии это массовый характерный танец, здесь великолепная пальцевая вариация с антуражем. Единственно, что вызвало вопрос, это огромные рукава у исполнительницы, которые утяжеляют и расширяют хрупкую Юки Окоти, со вкусом исполнившую эту вариацию.

Главных героинь балета исполняют два состава артисток, которые оказались равноценными по технике, актерской выразительности и способу существования на сцене. Две балерины театра Юки Окоти и Юка Идзуми танцуют Китри и Уличную танцовщицу по очереди, меняясь партиями от спектакля к спектаклю. Это хорошо для артисток, которые расширяют свой репертуар, но не очень для спектакля, потому что обе партии получаются одинаковыми. А здесь – Китри, веселая, игривая девчонка, влюбленная в своего Базиля, Уличная же танцовщица – любимица толпы, заводящая всех своим танцем, лихо танцующая между ножами (в данной редакции между кубками, надо думать, с вином). И вот этой разницы в характерах героинь как раз и не было. Технически обе балерины оснащены блестяще, здесь никаких вопросов не возникает. Но что касается проработки образов, то здесь еще есть над чем подумать. И хочется пожелать артисткам большей внутренней свободы в танце, свободы в руках, в голове, корпусе, потому что в игровых моментах балета они достаточно убедительны, и понятно, о чем хотят сказать.

Как раз в партии Базиля танцуют очень разные по темпераменту танцовщики – Мотоя Араки и Тахакиро Цубо. Оба имеют хорошую техническую подготовку, танцуют всем известную вариацию в третьем акте каждый по-своему, сохраняя первоначальную редакцию. Оба артистически выразительны, но Цубо и в танце, и в мизансценах более внутренне свободен. Базиль Матоя Араки романтичный и лиричный, тогда как у Тахакиро темперамент хлещет через край (что выражается в громких поцелуях, которыми он осыпает Китри). Еще один мужской персонаж Эспада –  тореадор в исполнении Жаргала Тубчинова предстает перед зрителем, особенно в первом действии, также любимцем толпы, этаким мачо, виртуозно владеющим плащом и, конечно, танцем.

Так сложилось, что сам Дон Кихот, именем которого назван балет, предстает перед нами чисто пантомимическим персонажем, лишенным танца. Здесь выразительность жеста – единственное средство для артиста, исполняющего эту роль. Виктор Андронов с успехом справляется с этой задачей, сохраняя эстетику старинного балета. А вот Санчо Панса в исполнении Василия Сидоренко проявил в своем герое столько жизни, что ее хватило на двоих. Благодарная и успешная роль.

В «Дон Кихоте» для женщин-балерин просто праздник, так как множество разнообразных массовых характерных танцев и классических вариаций дают возможность показать все свои профессиональные умения. И в этом спектакле, особенно в картине «Сон Дон Кихота» женский кордебалет показал свои лучшие стороны: синхронность движений, чистые линии, высота ног, уровень рук. От такого танца получаешь истинное удовольствие. Из корифейных партий Цветочницы стоят на особом месте, исполнительницы этих трудных сольных вариаций Анастасия Лодде и Харука Кодзима продемонстрировали полную синхронность движений, уверенную технику, а в игровых сценах актерскую выразительность, импровизацию.

И нельзя не сказать о «Гран Па» в последнем акте. Этот апофеоз классического танца, помимо хореографии, которая стала брендом русского балета, поддерживается еще великолепными костюмами (Вячеслав Окунев) (которых, к сожалению, не было в первой постановке). А полноценный театральный оркестр под управлением Виктора Левчука чутко реагирует на танец артистов, помогая удобными темпами и своим ярким звучанием.

Хочется поздравить всех, и артистов, и зрителей с еще одной прекрасной премьерой, жизнерадостным, позитивным спектаклем, который принесет  радость и тем, и другим.

"Дон Кихот" в Музыкальном театре Карелии. Постановка Кирилла Симонова. Фото Владимира Ларионова
«Дон Кихот» в Музыкальном театре Карелии. Постановка Кирилла Симонова

"Дон Кихот" в Музыкальном театре Карелии. Постановка Кирилла Симонова. Фото Владимира Ларионова

"Дон Кихот" в Музыкальном театре Карелии. Постановка Кирилла Симонова. Фото Владимира Ларионова

"Дон Кихот" в Музыкальном театре Карелии. Постановка Кирилла Симонова. Фото Владимира Ларионова

"Дон Кихот" в Музыкальном театре Карелии. Постановка Кирилла Симонова. Фото Владимира Ларионова

"Дон Кихот" в Музыкальном театре Карелии. Постановка Кирилла Симонова. Фото Владимира Ларионова

"Дон Кихот" в Музыкальном театре Карелии. Постановка Кирилла Симонова. Фото Владимира Ларионова

"Дон Кихот" в Музыкальном театре Карелии. Постановка Кирилла Симонова. Фото Владимира Ларионова

Фото Владимира Ларионова и из архива Натальи Гальциной