В фойе Национального театра 26 ноября открылась выставка, посвященная памяти художника Дмитрия Учуваткина. Его не стало ровно год назад.
«Летел и таял…» Дмитрий любил эту песню группы «АукцЫон». На вернисаже думалось: «Летел и таял как сегодняшний снег…». Но нет, художник ушел, а его произведения и память о нем живы в наших сердцах.
Дмитрий любил это светлое и уютное фойе с хорошим освещением. Недаром он облюбовал его в свое время и много лет подряд был организатором и куратором целого ряда интересных выставок «Левое фойе».
В день его памяти в зале собралось неожиданно много людей: художники, коллеги, друзья, дети и родственники, а также почитатели творчества Дмитрия Учуваткина. Многие из них были буквально обескуражены: часть картин была им совершенно не знакома. Так что уже уйдя, Дмитрий и тут смог удивить.
Дмитрий всегда был оригинален, и не только внешне. На него нельзя было не обратить внимание: высокий, худощавый, длинные черные с проседью волосы, борода и усы, живые темные глаза. В Дмитрии не было беспокойства и спешки, наоборот, он всегда казался беззаботным и расслабленным. Никогда не видела его куда-то бегущим, торопящимся. Возможно, в последнее время, когда наше знакомство переросло в дружбу, ему уже не давала спешить болезнь.
– Его талант проявлялся во многом: он создавал необычные интерьеры, музейные экспозиции, его афиши всегда были своеобразные и запоминающиеся, – вспоминал на вернисаже коллега по Мухинскому училищу Георгий Иванов. – Дмитрий был отличным декоратором, любил живопись, успешно пробовал себя в коллажах, а в последние годы любил рисовать акварелью.
В экспозицию вошли работы из частных коллекций, то есть в основном это работы, подаренные художником друзьям. Есть коллекционеры, не желающие расставаться с произведениями даже на время. Но в данном случае, все уступили желанию и просьбе вдовы Эйлы Тимонен. Это была ее идея сделать выставку именно в день ухода Дмитрия из жизни, чтобы можно было собраться и вспомнить художника. Выставка и в самом деле получилась интересной.
Неожиданно она вызвала много эмоций и неподдельное удивление. Дмитрия все знали, вместе участвовали в выставках, общались, но, как оказалось, имели о его творчестве отнюдь не полное представление.
В одной экспозиции оказались вместе разные произведения. Свои калевальские сюжеты он писал, вникая в леннротовский текст, который переводила ему жена. Эйла сокрушалась, что Дмитрий так и не успел посетить калевальские места, куда ему так хотелось съездить.
В экспозиции представлены чудесные натюрморты, декоративные и выполненные в технике коллажа. Обращает на себя внимание живописный букет белой астильбы в раме из серебристой фольги – очень свежий, сочный, по-летнему сияющий летний натюрморт. В его работах вообще часто встречаются растения, иногда это диковинные и фантастические цветы. Дмитрий всегда по особенному относился к природе, любил бродить по лесу, был неравнодушен к цветам и озеру. Всегда замечал и мог по достоинству оценить даже небольшой букет из скромных полевых цветов.
Есть в экспозиции и иного плана образы – мистические, таинственные, сказочные, непонятные. Его палитра в таких случаях полностью менялась, становясь более сочной, темной, контрастной, придавая произведению еще большую загадочность. Учуваткин был фигурой романтической: в его душе жил поэт, иногда его стихи прорывались наружу.
Вспоминая Дмитрия, коллеги удивлялись, как непросто складывалась его художническая судьба. В Союз художников России он вступил только перед смертью. В творчестве всегда шел своим путем, не обращая внимания на других.
– Работал он очень необычно, – рассказывает вдова, театральный художник Эйла Тимонен. – Все художники обычно начинают работу с каких-то набросков, этюдов. Дима рисовал в голове. Работал ли в огороде, шел ли по лесу за грибами, сидел ли с удочкой. А потом приступал к полотну так, как будто все наброски уже сделаны.
Вернисаж и вечер, посвященный одному их самых загадочных карельских художников Дмитрию Учуваткину, получились на редкость теплыми и проникновенными. Художники надеются, что выставки с названием «Левое фойе» в память о его организаторе Дмитрии Учуваткине с согласия театра продолжатся.
Фото Ирины Ларионовой