В медиа-центре «Vыход» открылась персональная выставка известного карельского художника Александра Трифонова «Цифровая реальность. Компьютерное генерирование. Фотоколлаж».
Трудно представить себе Петрозаводск без Александра Трифонова и его работ. Полностью согласна со словами художника Сергея Терентьева: едва появившись, он сразу обрел своего зрителя в среде любителей изобразительного искусства.
Трифонов приехал в Петрозаводск после окончания Московского художественно-промышленного училища имени М.И. Калинина в 1972 году. Зритель помнит его как живописца со своей темой. Когда многие художники писали по заказу, он всегда оставался в стороне. И хотя писал вроде бы реалистические работы, но все они одновременно были фантастическими, неземными и таинственными. Мне кажется, он так и остался в душе романтиком. (Читайте на нашем сайте беседу с Александром Трифоновым «Нельзя новое утверждать за счёт полного отрицания старого»: https://gazeta-licey.ru/culture/25488-nelzya-novoe-utverzhdat-za-schet-polnogo-otritsaniya-starogo.)
В 90-е годы Александр Трифонов активно занимался фотоколлажем. Ему всегда было интересно новое. Мне кажется, Александр очень скрупулезен, методичен и достаточно педантичен в жизни. Казалось бы, эти черты так мало сочетаются с импульсивной натурой творца. Однако его характер проявляется и в творчестве, что придает ему своеобразие. Он и теперь и раньше часами может конструировать, перебирать, соединять, вырезать и наклеивать, фантазировать и доводить работу до нужного результата. Фотоколлажи Трифонова были показаны в Музее изобразительных искусств РК в 1992 году в экспозиции «Апофеоз частиц» в соавторстве с фотографом Ириной Ларионовой.
Понятно, почему Трифонов увлекся компьютерной графикой и пошел дальше. Его умение идти вперед и шагать в ногу со временем удивительны. Такое ощущение, что время ему вообще неподвластно.
— Новая цифровая действительность, которая в конце 90-х сокрушила и Россию, пришлась ко двору в творческом процессе уже зрелого, можно сказать, именитого карельского мастера, — говорит о Трифонове Сергей Терентьев. — Сегодня Александр Трифонов, дедушка карельского модернизма, будто бы дождался вожделенного будущего с его новыми фантастическими возможностями. Думается, что отказ от кистей, карандашей, фотоаппарата, ножниц в пользу компьютерного конструирования художественной реальности был естественным для него, и, как это ни покажется странным, живописная образность картин Александра Трифонова закономерно трансформировалась в графическую матрицу цифрового мира.
Трифонова на вернисаж пришли поздравить друзья, коллеги, знакомые и незнакомые зрители. Было немало молодых. Для многих он авторитет, а еще интеллектуал, эстет, дотошный в мелочах, изысканный, своеобразный, странный и не похожий на других, аскет, загадочный и в творчестве и в жизни, никогда не на виду, несколько закрытый, заточенный только на творческий процесс – это всё о нем.
Его работы можно рассматривать без конца и всегда находить новые смыслы, искать и обнаруживать реминисценции и аллюзии: литературные, художественные, мифологические, исторические. К его произведениям хочется возвращаться. Не менее интересна их внешняя, формальная сторона. Тут тоже все не так просто. В его практически монохромной компьютерной графике такие же тонкие тональные переходы, и графика его по-своему живописна, как и его произведения маслом, если можно так выразиться.
Казалось бы, художник Трифонов принадлежит к старшему поколению, однако его творчество показывают на самой экспериментальной площадке города. И это совершенно справедливо, ведь формально можно быть молодым, а в душе стариком, не готовым к дерзаниям и экспериментам. И вот доказательство тому, что Трифонов актуален. В конце вернисажа наблюдала, как к художнику подошел молодой человек и сказал: «Я вырос на ваших произведениях».
Фото Ирины Ларионовой