Парк культуры и чтения

В стране глухих

Конкурс книжных рецензий #PROкнигу_XXI

О книге Александра Бушковского «Праздник лишних орлов»

Не хочу занудствовать про всякие литературоведческие изыски, скажу только, что мне понравились четкие предложения, за которыми автор не прячется и не хочет своей крутостью поразить тебя в самое сердце (попадает-то обычно в область мозга, отвечающую за рвотный рефлекс). Ну и градус честности в тексте, конечно, выдержан — не запредельный, в меру такой, с учетом милосердия к ближнему. Сюжет-то весьма неоднозначный, и жизненные коллизии у персонажей такие, что слово мимо — и конец  интересу.

Ну и у меня в голове сразу щелкнуло, что у писателя потому такой потерянный вид, что он еще главного не нашел. Бога не нашел. Но ищет с завидным упорством. Потому что русские мальчики, у которых внутри хаос, море кипучее и всё, что там у Цоя спето про «в наших глазах», не могут успокоиться даже «когда всё зашибись». Для них в условиях голимого материализма это выражение приобретает прямой смысл, то есть они даже во дворцах несчастны и расшибают головы о позолоченные стены, ибо жизнь ради куска тлена, даже самого дорого, престижного и суперского, им не по нутру. Им что-то большее всё время снится.

Это чувствовалось по персонажам повести, которые за всеми этими наносными драками, бабами, тюрьмами, пьянками, бойнями так или иначе находятся в постоянном… Хотела сказать «богообщении», но вовремя руку одернула. Общение подразумевает наличие как минимум двух контактирующих личностей: говорящих и слушающих друг друга. А персонажи только говорили, выговаривали Творцу, причем от абсолютной внутренней неустроенности, маеты, надлома, а слушать не хотели. Или не были готовы. Не знаю. Оставался только звук внутренних скрипящих жерновов, в основе которых лежал вечный двигатель, годами работающий вхолостую.

«Они курили и молчали. Ожидание начинало раздражать. Что, если действительно он выйдет в подряснике? Пух не мог представить себе таким Фому и боялся своей реакции. Он видел его всяким — веселым, пьяным, злым, контуженным и полумертвым, видел за работой и на безделье, но сейчас… Пух не был готов терять лучшего друга ни по какой причине, даже по причине его сложных духовных исканий. Тем более ради Божьего клира. Это, конечно, махровый эгоизм и все такое. Мудрые старцы, естественно, гораздо больше знают и понимают, чем Пух… Так пусть объяснят ему, ЧТО на свете может быть важнее твердой уверенности в том, что ты не одинок? Не одинок по-настоящему, и знаешь это. Когда все вокруг одиноки, а ты — нет! Когда хотя бы один-единственный человек, друг, всегда помнит о тебе, не может не помнить. Не требуется совершать чудеса для доказательства твоей дружбы, не надо переносить тяготы и лишения, нужно просто знать, что тяготы будут вынесены, а чудеса свершатся в тот самый, единственно нужный момент. Легко тому, кто верит, кто не одинок от сознания Бога в душе. Легко тому, для кого Бог — лучший друг. Но Пух не знал таких людей. Он сам много думал о Боге и прекрасно понимал, что Он все видит, знает наперед все его ходы и мысли, Пух даже не сомневался, что Он как-то по-своему любит его. Но пусть не останется на белом свете людей, кто тогда будет здесь любить друг друга? Деревья, цветы и камни? Тигры, олени и обезьяны? Рыбы и птицы? Ангелы? Или любовь, которая, по общеизвестному утверждению, и есть Бог, превратится в нечто новое, совсем уж непостижимое? Пух и так постоянно упирался в ограничитель, установленный Богом в его мозгу, с железной мягкостью не дающий понять Егозамысел, и не хотел становиться еще более одиноким».

 

В этом напряженном внутреннем размышлении есть ключевая фраза «ЧТО на свете может быть важнее твердой уверенности в том, что ты не одинок?» Её, конечно, всякий начнёт по-своему интерпретировать, блуждать мыслью по красиво оформленной пустоте, но…

Ты ж не одинок. Любовь неусыпно следует за тобой по пятам. Та Самая, Которую ты не видишь из-за погруженности в себя, замкнутости на каких-то второстепенных вещах, рассеянности и размазанности внимания по миру, великому обманщику; против Которой ты постоянно ведешь войну своим эгоцентричным оружием; Которую ты знать не хочешь из-за гордости ослепляющей, и без Которой страдаешь. Потому что человек, бунтующий на Любовь и оторвавшийся от Неё, нежизнеспособен. А Любовь есть Бог. И Бог есть Любовь. И «важнее твердой уверенности в том, что ты не одинок», действительно нет ничего.

Все эти неприкаянные люди в книжке — «индейцы» ли, бандиты, воины, — кто угодно, — они, как Иов многострадальный, ждут явления Божия в своей жизни, ждут, чтобы Он начал с ними говорить. Ждут до звенящей тишины в ушах. И это уже неплохо, потому что возникает возможность для диалога, которого в самой повести «Праздник лишних орлов» не было.

Когда я в аннотации прочитала, что «в центре сюжета этой книги — судьбы друзей — Фомы, Пуха, Горя и Скворца», то озадачилась: who is  Skvorets? И стала перечитывать известные тексты, силясь отыскать, можно сказать, слона, мною не замеченного. Про остальных я уже, в случае чего, биографии для энциклопедии ваять готова, а здесь… Он отыскался на странице 39, после которой так же и рассеялся. Как туман. Зато дал повод перечитать сборник еще раз, подумать о нём. И даже печатно.

 

Конкурс книжных рецензий #PROкнигу_XXI  проводят Петрозаводский Парк культуры и чтения и интернет-журнал «Лицей». Рецензии присылайте по 15 января на адрес: licey1991@gmail.com. Награждение лауреатов пройдет в Парке культуры и чтения  30 января 2018 года. 

Три лауреата конкурса получат сертификаты на приобретение книг в петрозаводском Парке культуры и чтения: 1 место – 3000 руб.; 2, 3 места – по 1000 руб.

Условия здесь