Продолжение серии публикаций о занятиях с детьми, которые обучаются по форме семейного образования
На занятиях по русскому языку наши охотники за знаниями начали разбираться с орфограммами слабых позиций. Оказалось, все знают, что безударные гласные, парные и непроизносимые согласные в одних словах проверить можно, в других — нельзя. А еще выяснилось, что со словарными словами многие дети работать умеют, знают разные способы запоминания словарных слов.
Мы эти способы обсудили и нашли новые для себя варианты. Теперь будем использовать их на практике.
Итак, способы запоминания словарных слов.
1. Заглянуть в прошлое слова, то есть обратиться к исторической грамматике. Например, если вы помните, что медведь МЁДОМ ВЕДАЕТ, а слово багровый произошло от «БАГР» (что в древности обозначало краску ярко-красного цвета), вы ошибки в этих слове не сделаете.
2. Изобразить яркую картинку, которая поможет связать слово и орфограмму (например, человек с широко открытым круглым ртом глотает ОМЛЕТ, раскрытый рот напоминает букву О).
3. Запомнить готовый или сочинить собственный стишок, который поможет запомнить, как пишется слово.
- А вы знаете, что СО?
- А вы знаете, что БА?
- А вы знаете, что КИ?
- Что собаки-пустолайки
- Научилися летать? (Д. Хармс)
4. Связать слово с другим, в котором пишется нужная буква. Способы связи могут быть разными:
- Можно связать слово с его надсистемой (берёза — часть ЛЕСА, поэтому пишем Е). Для наглядности слова можно соединить по типу кроссворда.
- Можно составить словосочетания или предложения, связывая слова по смыслу («морж с юмОром», «ВОлшебник создает волны», «щёткой щЕкочут»).
- Хорошее решение — связать несколько слов с одинаковой орфограммой, например, одним стишком, как это сделали Илья Соловьев с мамой Мариной.
5. Проверять слово с помощью его сокращенного, упрощенного варианта (человек — ЧЕЛ, компьютер — КОМП).
Авторы предложенных здесь идей — наши охотники за знаниями Алиса, Артур, Варя, Илья, Лев, Руслан.
6. Еще пара новых предложений от ТРИЗ-педагога, автора нашей игры, Сергея Ефремова.
«ИКР (идеальный конечный результат): словарное слово само себя проверяет без других проверочных слов.
Решение 1. Перенос ударения на безударную гласную с получением нового слова (существующего или несуществующего). Примеры: Замок – замок, хлопок – хлопок, один – Один (имя бога), рябина – рябина (от слова рябь), потом – потом.
Решение 2. Перенос ударения на безударную гласную с получением нового слова с изменением конца или начала слова. Примеры.
Отец – отче (древне славянское), сорока – сорок, топор – штопор, обед – о беда».
О том, как учить созданию ассоциаций, взрослые могут прочитать в статье М. Гафитулина и Т. Поповой «Слово о словарном слове» на сайте ОТСМ-ТРИЗ технологий.
Разнообразные способы запоминания орфограмм по ассоциациям представлены в пособиях Ольги Леонидовны Соболевой, например, здесь.
А еще советую посмотреть с детьми ролик учителя Людмилы Кошкиной «Тренируем память», сделанный на основе методики известного специалиста по эйдетике И. Матюгина.
Закончим наш обзор домашним заданием: придумать один объект, позволяющий запомнить написание словарного слова «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ».
Материал подготовлен для сайта клуба «Альтернатива есть!» https://jlpsite.ru