Так назвала свой сайт архитектор, художник, мастер декоративно-прикладного искусства Марина Старченко. Ее выставка «Ситцевая живопись» открыта в Петрозаводске в художественной галерее «Дом куклы».
А видела она много: путешествуя в молодости по Русскому Северу, в Москве и Петрозаводске, в среднеруссской деревне Петрецово, где в старой деревенской избе ждали всегда ее возвращения деревянные человечки, которые она вырезала из стволов и корней деревьев и красила в простые цвета… Она привозила из поездок этюды, эскизы и… садилась за работу. После завершения карьеры архитектора в ее жизни, а главное творчестве начался новый период. Вот только урбанизм практически полностью отсутствовал в ее работах.
В своих записных книжках, восхищаясь творчеством замечательной художницы Татьяны Мавриной, она записала уже от себя, что только одержимые люди могу достичь в искусстве чего-то значительного. Она мечтала научиться владеть цветом так же виртуозно, как ее кумир, но самокритично считала, что это недостижимо. Интересно, что другим художником, которым она восхищалась столь же пылко, был Виктор Попков, рано и трагически ушедший из жизни в 70-е годы прошлого века. Его работы сегодня классика живописи советского периода: «Мезенские вдовы», «Северная песня», «Хороший человек была бабка Анисья», работы выразительные, но строгие и лаконичные до аскетизма. Картины были написаны во время поездок на Русский Север. Может быть, Марину Георгиевну именно это и притягивало в работах талантливого художника?
Архитектор Марина Старченко приехала в Петрозаводск в 1948 году. Но приехала не просто по распределению. Рассказывая о себе, она вспоминала, что «…еще студенткой ездила с экспедицией по реке Пинеге Архангельской области, зарисовывая и обмеряя сохранившиеся деревянные церкви и великолепные северные избы». Проектируя в Петрозаводске в послевоенное время жилые дома, летний кинотеатр, стадион, она всегда стремилась выразить в них национальные особенности архитектуры и декор Русского Севера. Это далеко не всегда вызывало понимание. Но она не сдавалась, не отступала. Одно из городских зданий, построенных по ее проекту, — жилой дом на проспекте Карла Маркса – до сих пор украшение нашего города. Как и, увы, сгоревший кинотеатр в парке культуры и города.
Во время работы в Петрозаводске, несмотря на большую профессиональную занятость, она продолжала ездить по карельским деревням, рисовала и фотографировала уходящую красоту. Архитектура в те годы была не просто делом ее жизни, хотя и этого хватило бы для плодотворной работы, — она была ее жизнью.
Когда ее отлучили от того, чем она жила, — она не сумела вписаться в новые веяния, стили и требования, — Марина Георгиевна стала искать новые области приложения своего таланта. И нашла. Ими стала живопись в традиционном понимании этого слова и… декоративно-прикладное искусство, точнее пэчворк, гобелен, резьба по дереву.
Надо сказать, что она прожила не просто долгую жизнь (умерла в 2016-м на 93-м году), но долгую творческую жизнь. И это надо подчеркнуть особо. В этом она оказалась похожа на своего кумира Татьяну Маврину. Теперь уже не как архитектор, а как художник, Марина Георгиевна постоянно искала что-то новое. Неслучайно работы, выполненные ею в технике лоскутного шитья, – не просто модные нынче композиции: она создала свое направление, которому дала авторское название, – «ситцевая живопись».
Выставка, которая развернута сейчас в художественной галереи «Дом куклы» имени Татьяны Калининой, так и называется – «Ситцевая живопись Марины Старченко». Несмотря на то что автор создавала картины при помощи швейной иглы (вместо кисти) и ситцевых лоскутков, заменивших краски, на выставке представлены почти все виды изобразительного искусства — пейзажи, натюрморты, портреты и жанровая живопись.
Обратимся к ее записным книжкам: «Мой любимый материал — ситец. Чем он для меня привлекателен? Хлопковая ткань сочетает в себе живопись, графику и фактуру. Создавая из нее картину, входишь в мир условностей, уходишь от натурализма и вместе с тем сохраняешь теплоту, выразительность, настроение и удивление тем, что цветочками можно изобразить все: и дерево, и дом, и воду, и облака».
Талантом архитектора и художника, руками мастера — уже в первых работах никакого дилентантизма! — Старченко начала создавать свой мир: красочный, добрый, немного лукавый и чуть насмешливый, к чему подталкивал, казалось бы, сам материал.
Кстати, на выставке представлены еще и гобелены, и это не просто сотканные человечки, а портреты людей, которых она когда-то встречала и запомнила. И, конечно же, любимой собаки Брони, подобранной на московских улицах дворняжки, – с грустными и умными глазами.
Недостаток в окружающем ее мире гармонии Марина Георгиевна попыталась возродить в своих работах – из ярких кусочков ткани. Неслучайно они напоминают старые фотографии — даже не родителей, а дедушек и бабушек, где царят мир и покой. Часто, увы, только внешние. Она сама одевала свои картины в рамы, выполненные тоже из ткани. Видела их висящими не в больших помпезных выставочных залах, а в старинных деревянных домах, в уютных квартирках. Где тепло не только от печек и батарей, но и от отношений живущих там людей. Она не собиралась и не пыталась переделать окружающий ее мир, она мечтала вернуть в него гармонию: «И… тогда даже в суровом, рациональном, высокотехнологичном интерьере приживутся мои картины, внося в него тепло и уют».
Сегодня декоративно-прикладное искусство на подъеме, появляются новые талантливые народные мастера, растет интерес к их работам. В Петрозаводске каждый месяц то здесь, то там открываются выставки самодеятельных и профессиональных мастеров декоративно-прикладного искусства. И все-таки выставка, что открылась в Доме куклы и будет работать почти до конца июля, редкостная даже на этом фоне. Вот уж действительно – талантливый человек талантлив во всем.
Буквально во всех публикациях Марину Георгиевну Старченко называют москвичкой: московским архитектором, мастером, художником. Не будем безоговорочно отдавать ее столице: как архитектор она родилась и состоялась в Петрозаводске, ее живописные работы, в том числе и ситцевая живопись, — благодарная дань автора Русскому Северу, любовь к которому она сохранилась на всю свою долгую жизнь.
Может быть, к 100-летию Марины Георгиевны Петрозаводск сделает выставку, на которой будут представлены все направления ее творчества – архитектура, живопись, в том числе ситцевая (та самая, которая не отпускает от себя, признавалась она в записных книжках), гобелен, резьба по дереву. Выставка, которая расскажет не только о талантливом, но и ярком незаурядном человеке.
«Сейчас мне почти 90 лет, У меня по-прежнему на столе лежит в работе начатая картина. Меняются направления поисков сюжетов и способов их выражение. Надеюсь, не в худшую сторону…».
Фото предоставлены Мариной Щедринской, а также Валентины Чаженгиной