Первые отклики на премьерный спектакль «Сад» по пьесе Чехова «Вишневый сад» в Театре кукол Карелии
В Петрозаводске перед премьерой царил ажиотаж. Пьеса Чехова, «золотомасочные» режиссер и художник, поражающие воображение фотографии с репетиций — всё это подогревало интерес театралов. Даже на сдаче зал был переполнен, слушали и смотрели напряженно.
«Лицей» попросил поделиться своими впечатлениями о спектакле первых его зрителей.
Наталья Ермолина: «Сильная вещь, перезагружающая петрозаводскую сцену»
– Спектакль меня удивил, изумил, взбодрил и еще раз убедил, что Петрозаводск ни разу не провинция. По крайней мере, театральная.
Я шла на премьеру абсолютно чистая в плане знаний о работе: кто что делал и кто кого играл – не знала. Только из обрывков каких-то маленьких историй в соцсетях была в курсе, что к работе причастны хореограф Саша Козин и актер и режиссер Леонид Прокофьев. Больше – ничего. И это помогло сохранить нейтральность и непредвзятость при восприятии. Я смотрела как бы с нуля. Тем более, что основная задумка – маски – сработала со мною заодно. Я вообще будто была на спектакле гастролирующего театра, не узнавала актеров и не путала личное отношение к исполнителю с восприятием его образа.
Такой удивительно цельной и убедительной работы давно не видела. Органика движений, четкость рисунков ролей и отсутствие всякой заштампованности персонажей Чехова помогают взглянуть на «Вишневый сад» как на метафору нового времени. И кто пилит сад, и кто греется вокруг морально разложившейся Раневской, и какие социальные роли современности мы можем наложить на прописанные персонажам Чехова качества. Спасибо неизвестному мне до этого режиссеру Александру Янушкевичу. Занесу это имя в театральный блокнот. Буду следить за творческими шагами.
А еще меня впечатлило, как хорошо вмонтирован хореографический рисунок Саши Козина в сценодвижение всего действа. Нет нарочитых и искусственных танцев, есть движение сюжета с помощью танца. Это естественно, как жизнь, и настолько современно, что радуешься за наш театр – наконец-то перформер и специалист по contemporary dance Александр Козин проник в занафталиненную классику и взбил там легкую пыль своими ногами.
Борис Гущин: «Увидел трагедию о весьма неприятных людях»
– Спектакль понравился и не понравился одновременно. Понравился — потому что во многом принимаю современные режиссерские приемы. Не понравился — объявлена комедия о чеховских персонажах, не нужных, но очень милых героях. Я же увидел трагедию о весьма неприятных людях. Хотя исторически и литературно так им и надо.
Наталья Шилова: «Текст у Чехова совсем под другое заточен»
– Мне только пару раз за спектакль хотелось посмотреть, что там в соцсетях новенького. А это, я считаю, хороший результат. Хотя первые минут пять надо просто перетерпеть. Это, конечно треш и бэдтрип. Там даже короткий диалог состоялся у нас:
— Это какие-то адовы 90-е!
— Это адовы 90-е, которые косплеят адовы 30-е!
Но в итоге Лопахин годный (кроме эпизода, где он завывает, как Кинг Конг), битва Лопахина на кулачках за сад трогательная и прекрасная, грим Яши на пятёрку, массовые сцены, где кукольность видна и ощутима, особенно органичны, хореография, оформление сцены профессиональные. А лучше всего — серьёзно — два персонажа, которых нет у Чехова. Русская царевна и призрак Мамы. Вот прям хороши. Ну, и характерно, что это персонажи без реплик. Текст у Чехова совсем под другое заточен и сильно сбивает иногда актеров с того кукольного гротеска, который они хотят делать. Мне кажется.
Валентина Макарихина: «Янушкевич придумал «Сад», где все герои больны душевной глухотой»
– Герои Янушкевича не слышат друг друга – каждый занят собой. Эгоизм, возведенный в абсолют. Точно подмеченная черта нашего времени. Режиссер надел на актеров маски – некрасивые, жуткие, морщинистые, отечные. Они разные, но все со следами жизненных потерь и огорчений, обыденной лжи, приспособленчества. Это маски персонажей, которые герои примеряют, с которыми идут по жизни, срастаясь с ними, забывая, кто они есть на самом деле. Так Раневская, с ее избыточной интонацией трагической актрисы, транслирует окружающим погруженность в печаль о своей горькой судьбе, и зритель смеется, видя, сколько очарования она находит в этом созданном ею образе. Янушкевич придумал «Сад», где все герои больны душевной глухотой и не способны к сочувствию. Наблюдать за тем, что происходит с этим миром эгоистов, тревожно, но очень интересно.
Илья Тимин: «В актёрах на сцене узнавал себя и знакомых»
– Театр кукол для взрослых. Фотографии анонса пугали страшными масками. Но ведь куклы, а куклы всегда с маской на лице. Да и античный театр, что дал жизнь жанру, тоже был неразлучен с масками. Я не театрал, но на вопрос супруги: «Сходим?», сказал уверенное «Да» .
«Вишнёвый сад» Чехова читал еще в университетские годы, поэтому первую половину спектакля вникал в стиль и сюжет. В актёрах на сцене узнавал себя в той или иной ситуации. И знакомых. А значит, игра актёров удалась. Комедийные поведенческие пародии Чехова на всех нас были переданы точно. И страшные маски позволяли не отвлекаться на игровую мимику актёра, а вспоминать свои ужимки и гримасы. Пять баллов. Смело, вызывающе, устрашающе и гениально одновременно.