Сложности с внедрением в школах новой электронной системы «БАРС» обсудили за круглым столом в Министерстве образования республики.
В сентябре учителя, дети и их родители узнали, что отныне в петрозаводских школах будет работать новая электронная система. Мамам и папам выдали бумажки с логином и паролем, а классные руководители начали заполнять систему личными данными детей.
Вскоре пользователи выяснили, что новая система, не в пример прежней «Дневник.ру», работает своеобразно: долго грузится, не сохраняет данные и даже войти в нее удается не всегда. В результате Совет молодых педагогов Карелии обратился к республиканскому Минобразования с просьбой о публичном обсуждении проблемы. На днях в региональном ведомстве состоялся круглый стол, идею проведения которого поддержали активисты ОНФ в Карелии.
Первый замминистра образования РК Татьяна Васильева рассказала о том, почему же в Карелии возникла необходимость в начале учебного года внедрять новую автоматизированную информационную систему «БАРС. Образование — Электронная школа». Речь идет о введении в образование республики современных информационных технологий, связанных с электронным документооборотом и обработкой данных. Новая система позволит учитывать каждого ребенка с помощью создания персонального аккаунта, в котором будут отражены все важные моменты, связанные с обучением.
Концепцию создания единой федеральной межведомственной системы утвердили еще в 2014 году. В конце 2017 года в Карелии состоялся аукцион по модернизации и сопровождению автоматизированной информационной системы «Электронное образование РК». На торги заявилась единственная компания — ПАО «Ростелеком». Она получила госконтракт на сумму почти 100 миллионов рублей. Об этом в интервью порталу «Петрозаводск говорит» в январе этого года рассказал министр образования Карелии Александр Морозов.
Татьяна Васильева пояснила, что для школ города и республики весной 2018 года Министерство образования организовало семинар. Чиновники не исключают, что те, кто обучался, информацию усвоили не в полном объеме. Поэтому и начался учебный год для учителей так тяжело — педагоги оказались не готовы к работе с электронным журналом «БАРС».
На встрече карельские педагоги сформулировали основную проблему: новый электронный журнал часто зависает, не позволяя выставить отметки учителям, а родителям проконтролировать домашние задания детей и успеваемость.
Своими впечатлениями о работе «БАРСа» поделился учитель истории и обществознания школы №5 Петрозаводска Никита Боровский. Он называет систему медленной:
— Это касается как выставления оценок, так и загрузки календарно-тематического планирования. Оценки и темы исчезают в любой момент, что говорит о нестабильности электронного журнала, у которого к тому же неудобный интерфейс. Для классного руководителя нет возможности в режиме онлайн видеть общую картину оценок класса.
Педагог также отмечает регулярные проблемы со входом в журнал и отсутствие нормального руководства пользователя.
— Это навскидку, — говорит Никита Боровский, уточняя, что недостатки бросаются в глаза после использования «Дневника ру». — Из плюсов, наверно, только то, что есть возможность перевода учеников в рамках одной образовательной системы. Это важно для министерства, а о детях и учителях подумали? Зачем было придумывать велосипед, когда есть нормальные разработки программного обеспечения? Это мнение большинства коллег. Непонятно, зачем было брать платную программу вместо бесплатной…
Техническую проблему разработчики обещали решить к ноябрю. Татьяна Васильева не столь оптимистична и говорит, что проблему решат к началу полного внедрения электронного журнала — в январе 2019 года.
Татьяна Васильева пояснила, что возвращение к платформе «Дневник.ру» невозможно, поскольку республике необходима система управления, а не только востребованные у учителей, родителей и детей электронный журнал и дневник.
Как показал опрос, участниками которого стали 100 человек в паблике «Совет молодых педагогов Республики Карелия», 50,5% респондентов требуют оставить «Дневник.ру». 9% опрошенных устраивает «БАРС». 18% выступают за возвращение печатных журналов. 8,91% респондентов готовы работать по «БАРСу» только после доработки, а 12% хотят работать по «Дневнику.ру», требуя добавить в систему межведомственный оборот.
Как выяснилось в ходе работы круглого стола, школы могли не переходить на новый электронный журнал. Первую четверть образовательные организации имели право «БАРС» тестировать и заполнять, а на привычных платформах выставлять отметки и поддерживать общение с родителями и учениками. Для педагогов это заявление прозвучало как сенсация, потому как работа в новой системе отнимает у них колоссальное количество времени и сил.
В Министерстве образования Карелии уверены, что все трудности со временем будут преодолены. Чуть раньше или чуть позже абсолютно все карельские школы перейдут на новую систему «БАРС», заверяют управленцы.
В министерстве сообщили, что переход школ на «БАРС» – это второй этап внедрения в Карелии «Электронного образования». С 2013 года в регионе была запущена система «Электронный детский сад», позволившая решить вопрос с прозрачностью очереди в детский сад. Сейчас в республике внедряется модуль «Электронная школа», который включает в себя не только возможности контроля со стороны родителей за успеваемостью детей, но и всю документацию, формы отчетности, предусмотренные в России. Электронная запись детей в школы также будет осуществляться через новую систему уже в этом году. А следующим этапом развития единой информационной системы образования Карелии станет запуск модулей «Электронное дополнительное образование» и «Электронный колледж».