Образование

«Кардинально в образовании ничего не изменится»

Фото Марии Голубевой
Фото Марии Голубевой

Образование Карелии. Итоги 2018 года и прогноз на 2019-й

«Лицей» провел опрос экспертов про уходящий год и прогнозах на следующий. Начинаем знакомить с ответами по той отрасли, которая касается буквально каждого, — с образования. На 3 наших вопроса отвечают 5 уважаемых профессионалов.

1.Итоги 2018 года в образовании Карелии со знаком плюс? 

2. Итоги 2018 года в образовании Карелии со знаком минус? 

3. Прогноз на 2019 год

 

«Продолжается исход детей из школ на семейную форму образования»

 

Алла Нестеренко. Фото Людмилы Фрадковой

Алла Нестеренко, кандидат педагогических наук, сертифицированный ТРИЗ-специалист:

1.В этом году я немного освободилась от должностей, которые обязывали следить за образовательной политикой. И для меня лично возможность заниматься образованием и не следить за образовательной политикой – это уже большой плюс.  Может быть, потому что я плохо следила за образовательной политикой, я не обнаружила в ней каких-то существенных изменений – ни в плюс, ни в минус.

По моим наблюдениям, продолжается исход детей из школ на семейную форму образования. На данном этапе, думаю, это плюс, потому что система образования вынуждена будет меняться с учетом этих реалий. Еще один плюс – очевидный рост в онлайн-образовании. На самом деле люди хотят учиться. И многие – могут. Просто они теперь хотят сами выбирать, чему, с кем, когда и каким образом им строить свое образование. И если раньше было невозможно найти учителя или воспитателя, который готов учиться не за «корочки», сейчас такие люди появляются.

Есть проекты, которые, хоть и со скрипом, дают определенные плюсы. Например, детские технопарки  (кванториумы). Идея хорошая. Реализацию обсуждать не готова.

2.Что касается минусов. Продолжается оптимизация, которая на местах выглядит довольно уродливо. Пришлось столкнуться в школе-комплексе большого города. Один ребенок дал другому папкой по лбу. На лбу образовался небольшой синяк. Голова не болит. Но учителя вызывают «скорую» — они обязаны так поступать, потому что в школе нет фельдшера и оценить размер травмы некому. И «скорая» приезжает — она тоже обязана. А когда в этой же школе у учительницы случается приступ острой боли (камень в почке), «скорая» отвечает: «Мы не поедем, у нас машин нет». Школа – зеркало нашей жизни, во всех ее проявлениях.

3. Я жду, что образование будет развиваться своим естественным путем не под руководством тех, кто руководить не умеет, а вопреки. По-моему, это неизбежно, потому что все нормальные люди хотят вкладываться в свое будущее и в будущее своих детей. И это желание важнее того, что хочет или чего не хочет государство. В этом вопросе я оптимистка.

 

«Вижу равнодушие министерских чиновников к живому педагогическому процессу и учительству в целом»

 

Ирина Велеславова. Фото Марии Голубевой

Ирина Велеславова, учитель, руководитель инновационной деятельности Пряжинской школы, заместитель заведующей базовой кафедрой Института педагогики и психологии ПетрГУ

1. Для меня главные события педагогического года были связаны прежде всего с инновационной деятельностью Пряжинской школы, которая прошлый учебный год назвала Годом родителей и апробировала новые форматы взаимодействия школы с семьей. Это и установление качественно новых, на паритетных началах, отношений школы и ПетрГУ. Теперь благодаря договору о сотрудничестве школа может многие свои начинания выверить при помощи науки, а университет в свою очередь получает новую площадку, где можно апробировать научные исследования. На стыке науки и практики в Пряжинской школе возникла базовая кафедра Института педагогики и психологии ПетрГУ. Одним из первых весомых результатов такого сотрудничества стало совместное проведение Всероссийского форума «Социально-педагогические технологии: актуальность, проблемы, перспективы». В вузе и обычной школе, на селе, шел серьезный разговор ученых и практиков из более чем 20 регионов России о значимости, направлениях и разнообразных форматах современного воспитания.

2. Как и прежде, огорчает монолог власти и политическая чехарда. Раньше любила ездить на республиканские августовские совещания педагогов, потому что это помогает выверить ориентиры, а сейчас вижу заорганизованность мероприятий, равнодушие министерских чиновников к живому педагогическому процессу и учительству в целом. Грустно и оттого, что учителя сейчас какие-то усталые, поникшие. Обидно от противопоставления обучения и воспитания, составляющих единство. Что касается оценки качества знаний, то пресловутые ВПР, во всяком случае в русском языке, ориентированы не на практическую грамотность учащихся, а на теорию.

3. Прогноз на 2019 год — укрепление связи науки и школы.

Накануне нового года хочется пожелать всем коллегам здоровья, бодрости, профессионализма и творчества, родителям — доверия к педагогам, а детям — интересной и содержательной школьной жизни!

«Оптимизация уничтожила методические службы в районах»

Галина Маккоева. Фото Марии Голубевой

Галина Маккоева, учитель русского языка и литературы, средняя школа №6, Сегежа:

Здорово, что «Лицей» спрашивает о положительном и отрицательном в карельском образовании 2018 года не только у чиновников от образования, но и у рядовых учителей. Конечно, взгляд у меня не столь широк, но я объективно напишу о том, что вижу со своего шестка. Пишу о том, чем живём, о чём говорим, в чём сами участвуем.

1. Начну с хорошего. Итоги года со знаком плюс.

Чувствуется, что государство заинтересовано в поддержке одарённых учащихся. Широко раскинута сеть всевозможных конкурсов, соревнований, фестивалей, форумов. Свои способности и возможности могут проверить дети любого вида одарённости. Например, спортсмены («Президентские спортивные игры», «Президентские соревнования», «Оранжевый мяч», «Мини-футбол в школу», «Каждый парень – воин бравый»), чтецы («Живая классика», «Глагол», «Читаем классиков»), поэты («Надежда»), юные исследователи («Открытия Паанаярви», «Горизонты открытий», «Будущее Карелии», «Юный исследователь», «Юность. Наука. Краеведение», «Мои открытия»), лидеры (акции Российского движения школьников, Юнармии, форумы и фестивали), юные программисты (командные сетевые олимпиады).

Много внимания уделяется безопасности, в том числе и в интернете («Единый урок безопасности», «Сетевичок», смотры светоотражателей, «Безопасный маршрут», специальные разделы на сайтах школ). На моём уроке, рассматривая репродукцию картины А.А. Пластова «Летом», пятиклассник заметил, что мама подумала о безопасности дочки в лесу, надев ей белое платье и красную косынку. За 30 лет работы в школе я впервые услышала такое замечание.

Введена автоматизированная информационная система «Электронное образование» Республики Карелия во всех школах. Это современнейшее нововведение выявило ряд проблем. Оказалось, что далеко не каждый учитель в Карелии имеет в своём учебном кабинете на своём рабочем месте выход в интернет, чтобы в режиме онлайн выставлять, как положено, прямо на уроке отметки в электронный журнал. Учитель втянут в необходимость заполнять электронный журнал, бумажный журнал, а кто-то ещё и «Дневник.ру» заполняет (знаю точно, не голословно!). В ряде образовательных организаций к системе допущены только администраторы, отвечающие за «Электронное образование», а учителя по старинке ведут бумажный вариант. Но думаю, что 20% педагогов республики уже ведут только электронный журнал, тогда и остальные 80% по закону Парето подтянутся.

Учителя математики приобрели замечательного методиста в лице Ирины Владимировны Соболевой из Карельского института развития образования. Ирина Владимировна только в этом 2018 году пришла в КИРО, а математики сразу почувствовали, что ими занимаются на уровне республики. Ирина Владимировна выезжает в районы, знает педагогические кадры не понаслышке, сама проводит мастер-классы и открытые уроки, организовала форум учителей-лидеров, на который съехались со всех районов Карелии и который получил самую высокую оценку наших сегежских учителей. А вот кто у нас, например, лидеры-словесники в Карелии, я не знаю.

2. Итоги года со знаком минус.

Чтобы получать среднюю по экономике зарплату, учитель вынужден работать не на 18 часах, а на 23-27. Отсюда следуют выгорание, заболевания, усталость, обиды. Очень неприятно слышать в учительской среде разговоры, что по концу года, выполняя майские указы президента, кому-то просто доплачивают определённые суммы, чтобы выйти на цифру средней заработной платы по региону. А как бы хотелось, чтобы не средние были показатели, а на физическое лицо.

Все мы в России реализуем одни стандарты в школах. Наши выпускники выдерживают конкурсы по результатам ЕГЭ в престижные столичные вузы. То есть мы в глубинке учим хорошо, качественно, на российском, а не сегежском уровне! Почему же такие разные у нас оклады и зарплаты в разных регионах? Почему за выполнение одних и тех же трудовых функций учителя получают по-разному? В Сегеже – 9 тысяч, а где-то 18 тысяч, а где-то 30 тысяч, а где-то и выше…

Оптимизация уничтожила методические службы в районах. Директор занят финансами, завуч – учебными результатами, а учитель обучением и воспитанием. Чтобы качественно обучать, нужно отлично знать свой предмет, владеть методикой или технологией. Всегда первым помощником учителя был методист, который, побывав на уроке, объективно оценивал уровень теоретической, методической, психолого-педагогической подготовки учителя. На сегодняшний день методическая служба уничтожена. Хотя общеизвестным является факт, что самое хорошее повышение квалификации – это посещение урока учителя. Учителя должны постоянно учиться, взаимодействуя друг с другом, с методистом, наставником. Сегодня многое перенесено на дистанционное обучение, часто некачественное, формальное.

3. Прогноз на 2019 год. Школа очень консервативный общественный институт. Изменения происходят медленно. Думаю, кардинально не изменится ничего, но школа станет не единственным местом и способом получения образования. Уже сейчас много онлайн-платформ, на которых можно многому научиться. Будут развиваться различные способы самообразования. Станет больше индивидуальных образовательных маршрутов. В Карелии закроют школы в рамках программы «оздоровления финансов». Педагогические кадры будут неуклонно стареть. Нехватка учителей станет острой проблемой.

Скоро Новый год, замечательный семейный праздник, который отмечают в каждом доме. Желаю читателям «Лицея» нового счастья, новых целей, новых достижений. А карельской школе умения достигать успеха в трудных условиях, вопреки обстоятельствам.

«Образование держится неимоверными усилиями педагогов»

Галина Васильева. Фото из личного аккаунта

Галина Васильева, депутат Петросовета:

Хорошо, что в 2018 году в целом образование еще держится. Держится оно неимоверными усилиями педагогов образовательных учреждений, потому что настоящие учителя – это особенные люди! Победы на олимпиадах учеников, соревнованиях спортсменов, конкурсах творческой молодежи – это заслуженный успех ребенка, родителей и, конечно, учителя школы, тренера и педагога дополнительного образования.

Ударом по социальному благополучию людей в 2018 году стала пенсионная реформа, которая непосредственно касается и работников образования. Неуёмная оптимизация нашей сферы, организованная чиновниками, в 2018 году пока не повысила активности граждан по защите своих конституционных прав и свобод через мирные акции протеста. Обстановка в образовании, в том числе и бесконечные изобретения и новшества по итоговой государственной аттестации обучающихся, проверке знаний и аттестации педагогических работников, загоняют проблему вглубь, появляется некоторая безысходность и бесконечное обременение школы обязанностями. К добру это не приведет.

Прогноз на 2019 год? С нашими чиновниками от образования вообще нельзя ничего прогнозировать. Оппонентов они почти не слышат. Предлагая городскому Комитету социального развития что-либо существенное, наизусть знаю их намерения: «поизучаем», «почитаем», «пообсуждаем». «порешаем» и … часто делают точно всё наоборот.

«Кадровая чехарда от федерального до локального уровней»

Зинаида Ефлова. Фото из личного архива

Зинаида Ефлова, кандидат педагогических наук, исполнительный директор Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ:

Однако совсем непросто в предновогодье думать – гадать по поводу нашего образования в фокусе «что было – что будет, куда карта ляжет…». Не могу определиться с ёмкостью суждений. Мысли скачут: то в масштабах страны – рекомендуемые обязательные инновации, текущие ведомственные перестройки; то нашей Карелии – события, порой невероятные, в сельских, городских системах и в отдельных учреждениях, в вузах и ссузах; то дел, к которым имею прямое отношение, – лаборатория, Ассоциация, преподавание, кураторство, членство. Трудно определить самое главное событие, в котором фиксируются и проявляются тенденции. Потому из многого разного выбираю через себя по одному к каждому вопросу-номинации. 

1.Из наших успешных дел 2018 года назову: двухлетний проект «Традиционные и инновационные форматы организации обучения в современной малокомплектной школе (на примере образовательных организаций Республики Карелия)» при поддержке Российского фонда фундаментальный исследований  и Министерства экономики РК завершается в эти дни. Не буду здесь о трудностях отчётов и проблемах финансирования. Главное, что мы, девять исполнителей проекта – сотрудников лаборатории теории и практики развития сельской школы, преподавателей ПетрГУ – сделали это!

Изданы пособия для педагогов малочисленных малокомплектных школ. Книжек получилось пять. Мы очень надеемся, что электронные и бумажные версии пособий дойдут до своих главных адресатов, что они пригодятся и помогут сельским учителям с форпостов образования в наших дальних российских и карельских глубинках. Не всё задуманное получилось, но мы старались.

2. Да, минусов многовато… Сейчас таким событием, вернее многочисленными повсеместными событиями, мне кажется произошедшая и происходящая кадровая чехарда от федерального до локального уровней. В управление образованием приходят неспециалисты-назначенцы сверху — под/пересидельщики.

2018 год начинался с ухода толковых директоров школ № 19 и №32 города Петрозаводска, продолжался повсеместными расстановками юристов-экономистов-менеджеров (слово «менеджер» стало для меня отрицательным понятием), заканчивается расставанием с успешными руководителями, например, отдела образования Прионежья.

Такие перестановки лихорадят и без того сложную обстановку в образовании и в иных сферах, в одночасье приводят к утратам того ценного и сущностного, что было наработано. Искажают и ломают судьбы заслуженных порядочных людей.

3. Прогноз нашего образования в позитивном ключе определить трудно. 

Увы, негативные тенденции – формализации–бюрократизации–вертикальности авторитарности управления/руководства–обезличивания образования никуда не исчезли в уходящем году. Да ещё под его завершение новым федеральным решением огульно всех учителей «ограничили в коррупции»! Значит, тенденции закрепились?

Однако! Глубокоуважаемые коллеги – преподаватели, учителя, воспитатели, психологи — все, кто имеет отношение к человеку растущему. Пусть новый 2019 год состоится в наших подопечных – в их здоровье, в их творчестве, в их самых разных достижениях! Тогда и у нас всё сбудется!

 

От редакции «Лицея». Прямо скажем, картина нерадостная. Практически все наши эксперты отмечают одни и те же минусы: уродливую оптимизацию, бесконечные эксперименты, равнодушие чиновников, неимоверные усилия педагогов и их выгорание,  неравную оплату труда по регионам, кадровую чехарду…  Есть плюсы: поддержка одарённых школьников, рост онлайн-образования, развитие семейной формы образования, налаживание связи науки и школы. В прогнозах же позитива немного, расчет больше на себя, чем на государство. Что это, если не системный кризис?

Фото Марии Голубевой, Людмилы Фрадковой и из личных архивов