Создателя музея-мастерской в Шелтозере Ивана Ивановича Марценюка пригласили принять участие в выставке «Частные музеи России. Самородки России», которая пройдет в Москве в выставочном центре «Сокольники» 7-8 сентября.
Такую новость сообщил портал «Петрозаводск говорит». В выставке примут участие частные музеи страны в лице их владельцев. Уникальный выставочный проект организован впервые, свои экспонаты представят более 100 частных музеев страны.
Об Иване Марценюке «Лицей» рассказывал в нескольких публикациях. В 2016 году после нашей поездки к мастеру в музей Валентина Чаженгина писала:
«…экспозиция зацепила с первого беглого взгляда. Настолько всё было необычно, талантливо, своеобразно. И в первую очередь – портреты. Да, да – портреты, созданные мастером-резчиком по дереву.
Сам он, правда, скромно сразу же предупредил, что самоучка, что рисовать не умеет вообще, поэтому эскизы не делает. Эскизами ему служат в первую очередь портреты, созданные замечательными вологодскими художниками Джанной Тутунджан и Вячеславом Семеновым. Однако я бы не сказала, что мастер из Шелтозера просто копирует их работы: они являются для него прообразом, толчком, который будит собственную творческую фантазию.
…Портреты Ивана Ивановича Марценюка, несмотря на то что резные, не куклы с конвейера. Они индивидуальны, хотя лица все время хочется назвать ликами. Они словно сошли со старинных икон. С особой тщательностью он прорезает руки – крестьянскую визитную карточку, и даже делает отдельное панно. Изработанные, совсем не женские, по-мужицки большие, эти руки не меньше, чем лица, говорят о героине портрета».
Тогда, в 2016 году, мастер сетовал, что никому в Карелии его музей не интересен, что невозможно устроить выставку. В 2017 году выставка наконец состоялась в петрозаводской галерее «Дом куклы». Ирина Ларионова писала:
«Панно вырезаны в грубоватой манере, но некоторые сделаны, можно сказать, виртуозно. Чувствуется, что мастер проделал огромную работу, ведь каждое панно – это, как правило, огромный кусок цельного дерева. Это потрясает. Удивительно, что Иван Марценюк не боится брать такие трудные темы, пусть и заимствованные. Особенно хорошо получается у мастера показать руки, они у него почти как живые».
Это не откровение, что признание к живущим в глубинке творцам и самородкам часто приходит из Москвы. Возможно, столичное признание повернет наконец лицом к работам мастера-подвижника Ивана Марценюка наших карельских галеристов и музейщиков.