В художественной галерее до 16 декабря представлены работы резчика по дереву из деревни Шелтозеро.
Наш журнал писал, что два года назад один из шелтозерских жителей создал свой музей-мастерскую, куда с любопытством стали заглядывать туристы. Марии Бабаевой, директору Дома куклы, пришла в голову мысль показать этого удивительного мастера в городе. Сначала она с трудом представляла, как все эти деревянные панно, картины, мебель, которые смотрятся в музее естественно, привезти в галерею. Да и автор, считающий себя деревенским человеком, отказывался везти свои изделия в Петрозаводск, но потом все же уступил.


Когда входишь в небольшое помещение галереи, сначала нагромождение деревянных огромных изделий и в самом деле изумляет. Правда, устроены они вполне по-деловому: житейская сметка подсказала Ивану Ивановичу, как из нескольких досок соорудить своего рода постамент для работ. Получилось вполне презентабельно и естественно.
Начинаю разглядывать произведения мастера. Появилось чувство чего-то прежде виденного и знакомого. Как выяснилось, в экспозиции практически нет собственных, то есть им самим задуманных, работ. В основном это копии, созданные в другом материале и другими средствами. А за основу взяты произведения замечательных вологодских художников. Во-первых, потрясающей Джанны Тутунджан, с такой любовью воспевшей в своих полотнах северный край и его людей. Во-вторых, Владислава Сергеева (все знают его портреты поэта Николая Рубцова), а также Валентина Едемского. Кроме того, Иван Марценюк использовал для резьбы оригиналы произведений из потрясающей серии «Афоризмы войны» нижегородского художника Геннадия Доброва.








Панно вырезаны в грубоватой манере, но некоторые сделаны, можно сказать, виртуозно. Чувствуется, что мастер проделал огромную работу, ведь каждое панно – это, как правило, огромный кусок цельного дерева. Это потрясает. Удивительно, что Иван Марценюк не боится брать такие трудные темы, пусть и заимствованные. Особенно хорошо получается у мастера показать руки, они у него почти как живые.

Ничего не скажешь, желание в человеке творить и созидать – это всегда лучше, чем делать нечто противоположное. Но надо отдать должное: мастер пытается создавать и самостоятельные вещи: это прежде всего мебель, предметы для дома и быта.
Чтобы воочию увидеть сам дом, превращенный в музей и построенный Марценюком своими руками, все же лучше проехать до музея, потому что в Доме куклы представлено всего несколько таких вещей: самодельный, очень уютный диванчик, риза для иконы, панно.
Благодаря этой выставке с удовольствием открыла для себя новые имена и вспомнила забытые старые.
Фото Ирины Ларионовой